|
|
N°155, 28 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зубы режутся
Московские розничные сети ревнуют городские власти к иностранцам
Российские компании, занимающиеся розничной сетевой торговлей в Москве, придумали еще одно объединение. К двум созданным в этом году объединениям компаний-сетевиков -- «Консорциум российских ритейлеров» и «Российский розничный альянс», -- как стало известно газете «Время новостей», скоро добавится третье. Как назвать новую лоббистскую организацию, инициаторы объединения еще не решили. Но уже знают, что хотят завлечь в нее все 16 действующих в Москве сетей розничной торговли. Цель благая -- побороться с чиновничьим засильем.
Как сообщил газете «Время новостей» президент Вадим Зуйков, руководители сетей розничной торговли провели предварительные консультации о создании очередного объединения для защиты интересов российских участников рынка.
Главная же проблема -- непрозрачность рынка недвижимости в Москве. Есть и скрытое недовольство, как выразился руководитель одной из компаний, «исторически сложившейся любовью московского чиновничества к иностранным компаниям». Глава розничной сети «Копейка» Александр Самонов заявил: «По крайней мере мне неизвестно, как компания Metro cash & carry получает в Москве участки и объекты для своих оптовых магазинов». Его поддерживает пресс-секретарь «Перекрестка» Михаил Пановко: «О конкурсах на право аренды участка земли или объекта мы чаще всего узнаем не из официальных источников, а от журналистов».
Впрочем, до настоящей конкуренции с иностранными компаниями пока дело не дошло; как сказал г-н Зуйков, «магазинов любых форматов в столице просто не хватает». Вместе с тем он намекнул на то, что Москву может постичь судьба рынков розничной торговли в странах Восточной Европы, которые в первой половине 90-х без боя достались западным сетям.
По мнению Сергея Яшко из маркетинговой компании GfK Russia, «растущая инвестиционная привлекательность России скоро может ударить по своим же компаниям». Дело в том, что «западные компании, очевидно, выгодны власти не только как источник масштабных инвестиций, но и тем, что они законопослушны -- применительно к иностранцам понятие «серый бизнес» даже теоретически невозможно».
Тем временем западные компании уверенно осваиваются в России. Елена Соловьева из Metro сказала, что в планах компании -- не только открытие 1 ноября в Москве первых двух магазинов, но и экспансия в Северо-Западный регион России в 2003 году. На прошлой неделе в Чертанове открылся первый магазин под маркой голландской компании Spar, а на Рублевском шоссе заканчивается строительство первого магазина французской сети Ashan. По информации г-на Зуйкова, в Москве недавно побывали с ознакомительным визитом представители крупнейшей американской сети магазинов Wall Mart.
Владислав ДОЛГОВ