Время новостей
     N°185, 06 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2005
Универсальные финансы
Николай Цветков объединил свои банки
Финансовая корпорация «Уралсиб» официально завершила консолидацию своего банковского бизнеса. В объединенный банк войдут пять кредитных организаций -- «Уралсиб», «Автобанк-Никойл», ИБГ «Никойл», а также две региональные кредитные организации -- Кузбассугольбанк и Брянский народный банк. Эксперты рынка полагают, что слияние банков было необходимо, однако затрудняются сказать, насколько оно будет успешным.

Председателем правления обновленного «Уралсиба» остался Николай Цветков, а наблюдательный совет банка возглавит премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов. Как заявили в «Уралсибе», финансовой корпорации принадлежит 89% акций одноименного банка, правительству Башкирии -- 9,5%. Оставшиеся 1,5% акций «Уралсиба» торгуются на ММВБ.

В «Уралсибе» вчера затруднились назвать объем средств, потраченных на консолидацию бизнеса, заявив, что пока не подсчитали точную сумму. Однако, по словам генерального директора компании «Интерфакс-ЦЭА» Михаила Матовникова, «скорее всего издержки «Уралсиба» на объединение сопоставимы с 30 млн долл., которые израсходовал Росбанк, присоединяя к себе банковскую группу ОВК».

Как считает г-н Матовников, для консолидации бизнеса банков были все основания. «Уралсиб» позиционируется как универсальный региональный банк, в котором существенная доля бизнеса приходится на обслуживание корпоративных клиентов. Автобанк традиционно работает на розничном рынке, однако в связи с войной акционеров в 2001--2003 годах бренд банка пострадал, и развивать под ним ритейл стало менее эффективно. Два региональных банка слишком малы -- нет смысла нести дополнительные издержки по подготовке банковской и другой отчетности, иметь еще два правления и совета директоров. «Менее однозначно объединение с ИБГ «Никойл», предлагающей в основном инвестиционные услуги, но и здесь можно найти синергию», -- считает г-н Матовников.

«Кроме того, создавая по-настоящему универсальный банк, г-н Цветков, видимо, хочет окончательно выйти из тени президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, с которым пока еще очень тесно связан бизнес «Уралсиба», -- в один голос утверждают эксперты рынка.

По словам г-на Цветкова, на 1 октября собственный капитал объединенного банка составил 25 млрд руб., активы -- 221,9 млрд руб. По мнению банковского аналитика международного рейтингового агентства Standard&Poor`s Екатерины Трофимовой, «Уралсиб» войдет в тройку крупнейших частных российских кредитных организаций по основным финансовым показателям, составив реальную конкуренцию Альфа-банку и Росбанку, недавно объявившему о завершении консолидации бизнеса с банковской группой ОВК. Впрочем, планы темпов роста бизнеса у «Уралсиба» относительно скромные. В банке рассчитывают увеличить капитал к концу 2005 года до 27 млрд руб., в 2006 году -- до 30 млрд, в 2007 году -- до 32 млрд. При этом увеличение капитализации будет происходить за счет собственной прибыли. «Сейчас у отечественных банков доход на капитал составляет 15% после вычета всех налогов, так что планы «Уралсиба», который собирается наращивать капитализацию в среднем всего на 8% в год, трудно назвать амбициозными. Зато они вполне реальны», -- резюмирует г-н Матовников.

Относительно низкие темпы доходности объединенного банка скорее всего будут связаны с розничной программой «Уралсиба», построенной по системе финансовых супермаркетов (в одном отделении клиент может приобрести как банковские, так и инвестиционные и страховые продукты). «Развитие модели финансового супермаркета является очень дорогостоящим проектом, который потребует дополнительных вложений в инфраструктуру, -- считает Трофимова. -- Очевидно, что завершенное объединение является лишь промежуточным этапом в развитии банка, которое потребует новых инвестиций для удержания и увеличения его рыночной доли. Вместе с тем долгосрочные перспективы доходов банка являются благоприятными». С ней согласен исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. «Клиентов, безусловно, нужно приучать к финансовым услугам, -- заявил он. -- Однако сейчас в России мало потребителей, способных и материально, и интеллектуально стать клиентами такого супермаркета. Финансы -- это пока для посетителей бутиков, а не для тех, кто ходит по обычным магазинам. Так что массовой прибыли сразу ждать сложно, скорее это проект на перспективу».

Впрочем, насколько успешным в итоге окажется бизнес объединенного банка, аналитики пока не готовы говорить. «Как показывает мировая статистика, лишь половина всех слияний оказываются удачными, -- говорит г-н Матовников. -- Насколько успешным окажется объединение «Уралсиба», можно будет понять лишь спустя пару лет». «Чтобы доказать эффективность новой структуры, нужно как минимум полтора года, -- считает г-н Лепетиков. -- Инвесторы должны посмотреть на отчетность банка по итогам нынешнего и следующего годов».

Пока же аналитикам приходится довольствоваться нынешними не слишком оптимистичными данными «Уралсиба». Как известно, при объединении банки теряют клиентов, которые очень нервно относятся к любым структурным и кадровым изменениям. Доказательством того является снижение темпов роста финансовых показателей банков, ныне объединенных под единым брендом. В частности, активы «Уралсиба» в 2004 году выросли на 28%, ИБГ «Никойл» -- на 25,1%, «Автобанк-Никойла» -- на 25,5%, при том, что в целом по всему банковскому сектору этот показатель составил 32%. А за год до объявлении о консолидации банковского бизнеса ФК «Уралсиб» темпы роста активов у банков составляли не менее 50%, в то время как в среднем по рынку -- 36,6%. Впрочем, как полагает г-н Матовников, такая динамика вполне закономерна при банковских слияниях.

Наталья РОМАНОВА