|
|
N°155, 28 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российским зерном накормят чужих коров
Если смогут его вывезти
Россия пытается вернуть статус крупного зернового экспортера. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил вчера, что «страна готова к развитию экспорта зерна». В этом году экспорт зерна (а продавать планируется в основном фураж), по словам министра, может составить около 5 млн тонн. Аналитики считают, что продать на внешнем рынке больше 3 млн тонн в этом году не удастся: российская продовольственная пшеница не соответствует мировым стандартам, а на рынке фуража очень сильна конкуренция, к тому же транспортных мощностей у России явно недостаточно.
Зерна в этом году предполагается собрать много: по прогнозу Минсельхоза, 72--75 млн тонн. Около 8 млн тонн не доели с прошлого года. При объеме потребления в стране около 68 млн тонн остается много лишнего. Его-то и собрался вывозить министр.
Основными покупателями российского зерна, по мнению министра, должны стать Закавказье (традиционно один из основных покупателей российской продовольственной пшеницы), страны Ближнего Востока и Европы. Аналитики говорят, что экспорт фуража выглядит вполне логично. «Продовольственного зерна мы всегда продавали мало», -- говорит аналитик зерновой компании ОГО Рудольф Булавин. «Фуражное зерно будет больше востребовано на мировом рынке, -- говорит глава Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. -- Крупные покупатели уже привыкли, что мы экспортируем фураж». Правда, считает г-жа Тюрина, это не решит проблемы излишков на внутреннем рыке: «По продовольственной пшенице мы ожидаем профицит 6--8 млн тонн. Но наше продовольственное зерно не соответствует мировым стандартам».
Традиционные покупатели российского фуражного зерна -- Израиль (крупнейший импортер) и Саудовская Аравия. «Наш фураж покупает и Белоруссия, так что, по нашим оценкам, все 5 млн тонн мы сможем поставить», -- говорит г-жа Тюрина. Другие аналитики полагают, что такой прогноз слишком оптимистичен. «5 млн тонн -- это объем потенциального экспорта, -- считает г-н Булавин. -- Однако есть два важных сдерживающих фактора -- пропускная способность российских портов и соотношение внутренних и мировых цен». С учетом этого, по оценкам ОГО, экспорт составит примерно 2,5 млн тонн, из них фуража -- 1,6 млн тонн (в прошлом зерновом году мы вывезли 601 тыс. тонн ячменя и 180 тыс. тонн кормовой пшеницы).
С ним согласен и координатор интернет-проекта «Зерно-он-лайн» Александр Хейфец: «При нынешнем урожае мы могли бы продать 5 млн тонн, однако у России нет нормальных экспортных возможностей. С учетом этого реальный объем экспорта не превысит 3 млн тонн».
Министр сельского хозяйства посетовал вчера, что продавать зерно на международных рынках будет непросто: «За большинством компаний, которые торгуют на мировом рынке зерна, стоят правительства США, Канады, Австралии, и нам придется иметь дело с ними». Самый крупный мировой покупатель -- страны Ближнего Востока, это самый выгодный рынок. «Но там хотят продавать свое зерно все, поэтому конкуренция сильна, кроме того, действуют и политические факторы -- там активно играет правительство США», -- говорит г-н Булавин.
Анфиса ВОРОНИНА