|
|
N°128, 19 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пограничное состояние
Между двумя Кореями скоро начнут ходить поезда
Начало восстановления железнодорожной магистрали между Сеулом и Пхеньяном символизирует нечто большее, чем примирение двух врагов эпохи «холодной войны», -- это завершение периода конфронтации «свободного мира» с коммунистическими режимами. Вчерашняя церемония у моста Имджингак в Южной Корее должна была показать всемирно-историческое значение происходящего.
Южнокорейский президент Ким Дэ Чжун не скупился на громкие слова. «Мы начинаем работу по соединению разделенной страны воедино», -- сказал он и пообещал собравшимся «новую эру примирения, сотрудничества и процветания» на Корейском полуострове. О том же он написал на бетонной шпале, предназначенной для укладки под новый рельсовый путь.
Тысяча приглашенных политиков, дипломатов и членов разделенных семей с благоговением наблюдала за происходящим. Для торжества нашли старого машиниста, который провел по этой линии в 1950 году последний поезд. Стоявший здесь многие годы как символ надежды на воссоединение страны ржавый паровоз привели в порядок и украсили плакатом «Стальной конь хочет бежать вновь». Дряхлый локомотив проехал сто метров и остановился перед мостом. В воздух взмыли воздушные шары, загрохотали петарды и разноцветный дым поднялся над рекой. К следующему сентябрю дорогу обещают восстановить.
Южанам предстоит уложить 12 км путей, северянам -- 8. Расстояние невелико, но работа будет трудной -- в 4-километровой «демилитаризованной зоне» предстоит убрать тысячи мин, демонтировать многочисленные заграждения. Военным с обеих сторон впервые придется поработать вместе -- «любимый руководитель» Ким Чен Ир обещал выделить для разминирования 35 тыс. солдат, южане -- 2800.
Но рады не все -- южнокорейская оппозиция бойкотировала вчерашнюю церемонию, упрекая Ким Дэ Чжуна в попытке отвлечь народ от трудной жизни красочным политическим шоу. Оппоненты настаивают на преждевременности начатой стройки -- вот по восстановленной дороге и прорвутся к Сеулу танки коммунистов, утверждают они.
Но существуют не только призрачные страхи, есть и реальные вопросы. Возможность прямой доставки грузов ощутимо повысит экономическую эффективность сотрудничества Юга и Севера за счет уменьшения транспортных расходов. Однако до сего дня стороны еще не договорились о совместном использовании дороги, делегация КНДР во вчерашней церемонии не участвовала, а дата проведения аналогичного мероприятия на Севере пока неведома. Бизнес голосует за новый «железный шелковый путь» из Кореи в Европу обеими руками -- цена доставки по нему одного контейнера сократится на 300 долларов по сравнению с нынешним морским путем. Но будут ли эти доводы столь же весомыми для отвыкшего от коммерции затворнического «царства чучхе»?
Александр ТИМОФЕЕВ