|
|
N°185, 06 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учетный спор
Верховный суд отказал автолюбителю в праве пользоваться "перебитой" машиной
Верховный суд РФ вчера не разрешил ставить на учет транспортные средства с перебитыми идентификационными номерами. Такое решение было принято по заявлению гражданина, который настаивал, что регистрировать автомобили лишь с естественными изменениями и коррозией этих номеров при наличии отказа в возбуждении уголовного дела неправомерно. По мнению заявителя, это нарушает гарантированное Конституцией право частной собственности десятков тысяч граждан, «добросовестно» приобретающих машины, у которых идентификационные номера оказались перебиты. Представители МВД и Минюста в свою очередь утверждали, что отмена этого пункта правил регистрации вызовет всплеск краж автомобилей.
Москвича Александра Макаридина побудила обратиться в ВС обыденная на первый взгляд ситуация. Купил он на авторынке в подмосковных Люберцах ВАЗ-2115, а зарегистрировать его не смог. Как пояснил вчера в суде его представитель Алексей Самойлов, паспорт транспортного средства (ПТС) этой машины числился в розыске. Несмотря на то что в милиции в возбуждении уголовного дела было отказано, в ГИБДД машину не зарегистрировали, сославшись на соответствующие правила, утвержденные приказом МВД. Действительно, один из пунктов Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним гласит, что «регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и заключений экспертов, подтверждающих данное изменение». Этот пункт г-н Макаридин и попытался вчера признать незаконным.
«Этот пункт нарушает предусмотренное Гражданским кодексом и Конституцией право частной собственности десятков тысяч несчастных покупателей, которые, будучи добросовестными приобретателями, сталкиваются с тем, что им отказывают в регистрации по каким-то причинам, по которым уголовные дела не возбуждались. Получается, что покупатель владеет собственностью на законных правах, а пользоваться и распоряжаться ею не может», -- объяснил позицию своего доверителя г-н Самойлов. По его словам, кроме естественного износа и коррозии существует бесчисленное количество других поводов, по которым уголовные дела не возбуждаются, но об этом правила почему-то умалчивают. «Если нет криминала, нет претензий со стороны третьих лиц, то владелец машины должен получать свидетельство о регистрации», -- сказал г-н Самойлов, по мнению которого регистрационные действия должны совершаться только лишь на основе отказа в возбуждении уголовного дела, и таким образом будет «восстановлена справедливость».
Но у милиционеров иной взгляд на справедливость. «Вы защищаете права заявителя. А как насчет прав владельцев машин, у которых эти машины украли, в том числе и путем убийств? Как быть с их правами?» -- спросил представитель МВД в ВС Гайк Марьян. Тут подключился и судья Владимир Зайцев. «Вы говорите, что дело касается десятков тысяч граждан, но ведь в данном случае речь идет только о вашем доверителе. А что, собственно, произошло с его машиной?» -- спросил он. Но подробности криминальной истории «Жигулей» г-н Самойлов не знал. «Это темный вопрос», -- сказал он. При этом его доверитель не стал обжаловать действия сотрудников ГИБДД ни в вышестоящей инстанции, ни в суде. Не воспользовался он и предоставленной ему законом «О защите прав потребителей» возможностью вернуть машину продавцам и забрать деньги.
Зато о том, что на самом деле произошло со злополучной машиной, рассказали представители МВД при оценке претензий г-на Макаридина. Г-н Марьян пояснил суду, что сотрудники ГАИ не имеют права регистрировать машины с перебитыми номерами, потому как они уже один раз были зарегистрированы -- на имя того человека, у кого эту машину украли. «Если криминальную машину, пускай и добросовестного приобретателя, зарегистрировать, то таким образом нарушаются права ее предыдущего законного владельца», -- сказал представитель МВД. Кроме того, он подчеркнул, что те же правила запрещают регистрировать машины, у которых обнаружены признаки сокрытия, изменения и уничтожения маркировки, а также при подделке документов, регистрационных знаков и других нарушениях. А оспариваемое положение правил, по словам г-на Марьяна, регулирует лишь случаи естественного износа и коррозии и ни на что больше не распространяется. «С подобным требованием о регистрации в ГИБДД может обратиться не только добросовестный приобретатель, но и тот, кто украл машину, с тем чтобы потом ее легализовать», -- сказал г-н Марьян. Он также отметил, что сотрудники ГАИ не могут допустить к использованию такие машины, поскольку существуют сомнения в их безопасности, т.к. доподлинно неизвестно, где именно они были собраны.
Начальник правового отдела ДОБДД МВД Юрий Шакиров сообщил суду, что информация о приобретенном автомобиле ВАЗ-2115, которую дал г-н Макаридин, «не соответствует действительности». По заключению экспертов, у машины были перебиты номер кузова и номер двигателя, а также подделана маркировочная табличка. А вот ПТС как раз был подлинным, но принадлежал совсем другой машине, которая давно уже зарегистрирована в Северо-Западном округе столицы. А «Жигули» Макаридина -- это так называемая «машина-двойник». И отказали в возбуждении уголовного дела только на основании того, что состава преступления не было в действиях самого Макаридина. Более того, выяснилось, что при покупке машины на рынке в Люберцах договор купли-продажи был заключен между Макаридиным с одной стороны и некими г-ном Петровым и г-жой Алешиной, которых в природе не существует. «Если удовлетворить заявление Макаридина и разрешить регистрацию машин только лишь на основании отказа в возбуждении уголовного дела, то это откроет дверь нечистым на руку людям и процент похищаемых транспортных средств значительно возрастет», -- заявил г-н Шакиров.
«А если у собственника похитили машину, перебили номера, а потом преступников поймали и автомобиль вернули автовладельцу? Каким образом машину можно снова эксплуатировать, если второй раз ее регистрировать нельзя? И ведь такие ситуации возникают сплошь и рядом», -- поинтересовался у представителей МВД судья Зайцев. «Эта проблема решается, -- тут же ответил г-н Шакиров. -- Дальнейшая эксплуатация такой машины производится путем внесения соответствующих изменений в регистрационные документы».
Выслушав стороны, судья Владимир Зайцев вынес решение: «В удовлетворении заявления отказать».
Этот случай далеко не первый, когда правила регистрации оспариваются в суде из-за того, что их сложность якобы причиняет неудобства «добросовестным приобретателям». Так, в конце июля этого года в ВС рассматривалось заявление граждан, которые требовали разрешить владельцам машин после продажи автомобилей не снимать их с учета самим, а передать эту обязанность покупателям. Но милиционеры считают, что таким образом угонщики могут спокойно снимать и ставить на учет краденые машины. Тогда ВС также согласился с МВД и в удовлетворении заявления отказал.
Екатерина БУТОРИНА