|
|
N°155, 28 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старая новая вертикаль
Региональные энергетические комиссии хотят жить
Реформа тарифной политики в области естественных монополий вызвала живейший интерес в регионах. Не успели в Москве определиться с принципами затеянной реформы, как к обсуждению подключились представители региональных энергокомиссий (РЭК) субъектов федерации, отвечающие за выработку тарифов на местах. В Межрегиональной ассоциации энергокомиссий (МАРЭК) газете «Время новостей» сообщили, что представители специально созданной рабочей группы намерены в ближайшие дни ознакомить Михаила Касьянова со своими представлениями о том, как должны выглядеть подразделения единого органа по регулированию тарифов в естественных монополиях.
Сейчас тарифы на услуги естественных монополий (электро- и тепловая энергия, газ и прокачка нефти «по трубе») регулирует Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Уже практически решено, что ФЭК будет трансформирована в единый тарифный орган, которому добавят полномочий. В ведение новой структуры перейдет установление тарифов также и на железных дорогах, за услуги связи, морские перевозки и др. Окончательный перечень функций нового тарифного органа должен быть утвержден правительством до 1 сентября.
Сейчас Федеральная энергокомиссия делегирует комиссиям региональным свои полномочия по регулированию тарифов на тепло и электроэнергию. Решения РЭК нередко вызывают нарекания потребителей -- как предприятий, так и населения. Все региональные энергокомиссии возглавляют высокопоставленные чиновники администраций субъектов, и в некоторых случаях тарифы для населения намеренно завышаются, чтобы пополнить дефицит бюджета или поддержать промышленные предприятия. Иногда же из популистских соображений (особенно часто такое случается в период предвыборных кампаний) губернатор дает РЭК команду не поднимать цены на электричество.
Исполнительный директор МАРЭК Надежда Цейтлина видит выход в том, чтобы создать в регионах структуру двойного подчинения, при которой глава РЭК подконтролен одновременно и федеральному центру, и региональной власти. Нечто подобное существует сейчас в системе управления государственным имуществом.
Руководители тарифных «регуляторов» на местах будут назначаться Москвой. Члены рабочей группы МАРЭК считают, что управлять региональной структурой должен чиновник в ранге вице-губернатора или замглавы администрации субъекта. В тех территориальных образованиях, где есть правительство, руководитель тарифного органа будет либо заместителем его председателя, либо министром. В то же время, по мнению членов ассоциации, «регуляторы» должны иметь статус «независимых органов исполнительной власти». Причем финансироваться они должны не из центра, а из местных бюджетов «на возвратной основе», то есть с последующим возмещением средств, потраченных из казны, из денег, перечисленных монополиями. Как считает г-жа Цейтлина, предложенная членами МАРЭК схема гораздо выгоднее для государства, чем создание в столице структуры из двух с лишним тысяч человек.
Предложения ассоциации базируются на идее, недавно прозвучавшей на заседании правительства: единый тарифный орган будет менять цены на услуги каждой из монополий всего раз в год. ФЭК будет устанавливать минимальный и максимальный размер тарифов. А основной задачей региональных подразделений будет контроль за исполнением решений Москвы и анализ информации. Данные будут использоваться при расчете тарифов -- для этого при едином тарифном органе будет создан специальный расчетно-аналитический центр.
Энтузиазм, с которым руководители РЭК взялись за работу по реформе тарифной политики, легко объясним: альтернативное предложение состоит в том, чтобы упразднить региональные комиссии и сосредоточить их полномочия в руках полпредов президента в округах. Схема же, предложенная МАРЭК, позволяет сохранить существующую вертикаль, приспособив ее к новым условиям.
Екатерина КАЦ