|
|
N°184, 05 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский кинотеатр на китайской границе
В Благовещенске завершился третий кинофорум «Амурская осень»
Далеко от Москвы -- это не про приграничный Благовещенск. Благовещенск -- это совсем-совсем далеко от Москвы. Восемь часов лета с пересадкой в Новосибирске, Хабаровске или Кемерове. Город стоит на Амуре, а за ним начинается Китай. Река здесь совсем неширока, к тому же за лето мелеет, и в жаркие летние дни, как клянутся жители прибрежных домов, в открытые окна залетают бойкие китайские голоса с того берега -- из города Хэйхэ. Это северная китайская оконечность, в совсем недавнем прошлом непролазная глушь и место поселения закононепослушных китайцев после отсидки. По известным причинам китайцам не с руки разбрасываться территориями, и несколько лет назад там началось бурное строительство. Настолько бурное, что вечерами темный благовещенский берег имеет бледный и скучный вид в сравнении с залитыми огнями китайскими новостройками, которые повырастали напротив. Правда, у Благовещенска есть свой открытый кинофорум «Амурская осень», а у Китая пока что нет.
«Амурская осень» не бьется за право первой ночи с новейшими фильмами, не выхватывает их из-под носа других фестивалей -- короче, не объявляет войну Вандербильдихе. И правильно делает. При всем внешнем простодушии он озабочен делами серьезными -- геополитическими. С каждым годом очевиднее, что десантные артвылазки из столицы в глубокий тыл родной страны -- самой стране поважнее киношных посиделок в местах не столь отдаленных и со всех сторон комфортабельных. Они нужны тем, к кому приезжают и кому гораздо больше всяких властных вертикалей необходима горизонталь причастности, соединяющая их со столицей. Но и тем, кто приезжает, они нужны не меньше. Можно сколько угодно рассуждать о том, что другая жизнь другой страны начинается сразу за МКАД. Но физически очутившись в тихом Благовещенске, на углу Ленина и Калинина, и уперевшись глазами в тридцатилетней давности проржавевший щит «Наша политика -- политика мира», реально понимаешь: страны не просто разные, а друг с другом почти незнакомые. Несмотря на 46 казино, которые город выстроил не столько для себя, сколько для китайских товарищей: у них дома с игорным бизнесом большие строгости.
К слову сказать, местоположение Благовещенска на карте мира сообщает «Амурской осени» еще один существенный геополитический импульс. Китай -- это гигантский кинематографический рынок, на который у всего западного мира серьезные виды, и нам тоже отставать не резон. Тем более что китайцы соответствующие намеки делают. Несколько лет назад они собственными силами соорудили телесериал «Как закалялась сталь», и он имел чрезвычайный успех. А недавно схожим образом поступили с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» -- превратили ее не в двухсерийный фильм, как поступил в свое время Станислав Ростоцкий, а опять же в сериал, в котором заняли наших артисток. Кто видел, те утверждают, что зрелище феерическое. И рейтинг опять же был впечатляющим. Равно как и у «Бедной Насти», которую китайцы не переснимали, а просто купили и прокрутили по местному телевидению. Когда президент «Амурской осени» Сергей Новожилов обговаривал с китайской стороной планы посещения города Харбина, что непременно входит в программу кинофорума, там очень просили привезти звезд «Бедной Насти», а главное, «того лысого злодея». Что ж, Александр Филиппенко нашел время, вырвался из Москвы на пару дней. В завершении китайской темы: ваш покорный слуга, разгуливая по харбинским улицам, заглянул в магазин «музыка-видео» и с восторгом обнаружил на полке и тут же приобрел «Семнадцать мгновений весны», дублированные на китайский. В общем нашему искусству -- в его советской и новорусской мыльной версиях -- там рады, а значит, наши прокатные шансы реальны и заранее пасовать перед американцами, идеологически Китаю чуждыми, не стоит. Но кинематографический мост через реку может стать содержательным будущим «Амурской осени» -- настоящее же сосредоточилось на родном берегу.
В нынешнем году форум пошел на обновление регламента: к непрофессиональному зрительскому жюри из местной культурной элиты присовокупилось профессиональное московское. Гран-при оба жюри присуждали сообща и сошлись на фильме «Итальянец». Этого героя нашла уже далеко не первая награда: появившись прошлой зимой в Берлине, фильм петербуржца Андрея Кравчука переезжает с фестиваля на фестиваль и без внимания не остается нигде. Так что никакого «прорыва» в совместном выборе благовещенских жюри нет, как нет его и в самом фильме -- скромной новелле о маленьком детдомовце, которому не хочется в чужую Италию к чужим хорошим людям, а хочется к родной непутевой маме, и он отправляется на ее поиски, в пути мужая и взрослея. В «Итальянце» сильна сентиментальная нота, он предсказуем в своей драматургии, но вместе с тем сделан профессиональными и в то же время не циничными руками. Сделан с тщанием и со вниманием к человеческим лицам и подробностям провинциальной жизни -- сродни той, какой живет Благовещенск. Наконец, проблематика «Итальянца» близка тому, что волновало Валерия Приемыхова -- сценариста, режиссера, актера и благовещенца, чье имя носит Гран-при «Амурской осени».
В остальном два жюри разошлись. Занятно, что судьи-зрители проявили большее сочувствие к кинематографу артхауса и его окрестностей, наградив спецпризами «Апокриф» Аделя Аль Хадида и «На Верхней Масловке» Константина Худякова, а также -- из непонятных соображений -- маловменяемого и ни к какому из кинематографических видов не причисляемого «Арье» Романа Качанова. Судьи-профи, напротив, предпочли кино внятного линейного повествования и насыщенного действия. Два приза взяла военная драма «Время собирать камни»: за режиссуру -- Алексей Карелин, за сценарий -- Юлий Дунский и Валерий Фрид (оба посмертно). А «лучшим продюсерским проектом» признали комедию Александра Стриженова «От 180 и выше», спродюсированную Ренатом Давлетьяровым и Александром Котелевским. На первый взгляд расклад должен был быть прямо противоположным: мне, например, сложно представить себе хоть в какой-то степени массового и при этом благодарного зрителя кинематографического эссе «Апокриф» о нескольких днях, проведенных Петром Ильичом Чайковским в гостях у сестры и ее семейства. И тут одно из двух. Либо зрители, назначенные судьями, решили во что бы то ни стало доказать, что им «серьезное» стократ дороже развлечений, либо подлинное лицо провинциального -- а значит, российского -- зрителя, его интересы и пристрастия нам отсюда не вполне отчетливо видны. «Амурская осень» -- законный повод вглядеться.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ, Благовещенск--Москва