|
|
N°184, 05 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военная риторика
Эдуард Кокойты направил грузинскую сторону по адресу
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты предложил вчера на пресс-конференции в Москве отказаться от термина «непризнанные государства» в отношении его республики, Абхазии, Нагорного Карабаха и Приднестровья. «Мы являемся самопровозглашенными республиками», -- уточнил г-н Кокойты. По его мнению, 15-й День независимости, отпразднованный в конце сентября в южноосетинской столице Цхинвали, «наглядно продемонстрировал всем, в том числе грузинской стороне, что Южная Осетия состоялась как государство». Президент обещал и дальше настаивать на самоопределении южноосетинского народа, объединении с Северной Осетией и вхождении в состав Российской Федерации, а заодно усомнился в правомерности международного признания Грузии в ее нынешних границах: на момент этого признания страна имела несколько внутренних этнотерриториальных конфликтов. Он также сообщил, что по факту минометного обстрела Цхинвали вечером 20 сентября прокуратура Южной Осетии возбудила уголовные дела против министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили и старшего воинского начальника грузинского миротворческого батальона Пааты Бединиашвили.
Что касается российских миротворцев, составляющих треть смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-южноосетинского конфликта, то они, по мнению Эдуарда Кокойты, будут выведены не раньше, чем конфликт окончательно урегулируется. Вся пресс-конференция южноосетинского лидера выглядела как ответ на последние публичные предложения грузинской стороны о ликвидации нынешнего формата управления в зоне конфликта (в так называемую Смешанную контрольную комиссию входят представители Грузии, России, Северной и Южной Осетии) и выводе российских миротворцев, которые, по мнению грузинских властей, не исполняют свой мандат.
«Самая большая цель Грузии в вопросе о выводе российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии -- вытеснить Россию из Закавказья», -- сказал г-н Кокойты. Он категорически опроверг утверждения грузинской стороны о российских поставках вооружения в Цхинвали, факт которых якобы наглядно подтвердил парад, приуроченный ко Дню независимости: «Если бы у нас были современные танки, можно было бы, конечно, обвинить Россию, что она поставляет это вооружение. Но когда там находятся танки Т-55...» Грузинским журналистам г-н Кокойты предложил исследовать вопрос, сколько единиц бронетехники было захвачено у грузин во время конфликта в 1992 году. «Недалеко от Осетии стоял Горийский танковый полк, где были танки Т-55. Хотелось бы направить вас по адресу -- занимайтесь тем, откуда и как офицеры грузинской армии продавали нам эту технику».
«Никаких доказательств причастности грузинской стороны к минометному обстрелу Цхинвали так и не было предъявлено, -- сказал «Времени новостей» госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. -- Эдуард Кокойты и Сергей Багапш (президент Абхазии. -- Ред.) последнее время, похоже, живут в Москве -- там их корни, корни сепаратизма. Они не выражают собственного мнения, но очень любят цитировать друг друга. Придумали бы что-нибудь новое относительно захваченной грузинской техники. Грузинской армии тогда еще просто не существовало, и понятно, что сейчас в Южную Осетию поставляется именно российское оружие -- другого источника просто нет. Г-н Кокойты напрасно иронизирует. Ситуация в Цхинвальском регионе (официальное грузинское название Южной Осетии. Ред.) очень серьезна и опасна. Благодаря распоряжению г-на Кокойты, который 21 сентября в одностороннем порядке вывел из состава Смешанной контрольной комиссии сопредседателя от южноосетинской стороны, миротворческий процесс остановлен, и у меня лично это вызывает очень серьезную тревогу. Г-н Кокойты, видимо, переоценивает свои возможности, которые предоставляет ему его союз с негативными силами, заинтересованными в сохранении нестабильности».
Георгий Хаиндрава полагает, что российские миротворцы 20 сентября фактически отказались исполнять свой мандат, допустив в Цхинвали парад войск и бронетехники. По условиям международного режима зоны конфликта, в которую входит и Цхинвали, там запрещается появляться каким-либо вооруженным формированиям, кроме самих миротворцев.
В свою очередь Эдуард Кокойты также имеет претензии к миротворцам и согласен с тем, что они не исполняют свой мандат. «Рядом с границей с Южной Осетией на территории Грузии (также в зоне конфликта. -- Ред.) сейчас очень много вооруженных подразделений, а по сути бандформирований. Мандат миротворцев предписывает уничтожение всех формирований в зоне конфликта, которые не предписаны действующими соглашениями. Вот где нужно проявлять принципиальность», -- сказал г-н Кокойты. Тем не менее он напомнил, что для вывода миротворцев недостаточно решения Михаила Саакашвили и Георгия Хаиндравы: «Это компетенция четырех сторон».
«Михаил Саакашвили -- президент Грузии, -- в свою очередь заявил г-н Хаиндрава. -- Грузия вправе аннулировать любые соглашения и договоренности, не спрашивая для этого мнения южноосетинской стороны. Тем более если эти договоренности не исполнялись ни одного дня с момента их подписания». Речь идет о дагомысских соглашениях 1992 года, определяющих нынешний режим в зоне грузино-южноосетинского конфликта. Эдуард Кокойты считает, что грузинская сторона намеренно дискредитирует «уникальный миротворческий процесс». Но если миротворческая операция все же действительно будет прервана, он пообещал возложить «все функции обеспечения безопасности населения на армию обороны Южной Осетии».
Иван СУХОВ