|
|
N°184, 05 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Домашняя работа
В Думу внесены поправки к закону «Об альтернативной гражданской службе»
Возможно, в скором времени Дума смягчит процедуру прохождения альтернативной гражданской службы (АГС). Председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников внес на рассмотрение палаты законопроект, предусматривающий прохождение такой службы на территории своего региона. Нынешний законопроект предполагает экстерриториальный принцип прохождения службы -- альтернативщики, не желающие служить в армии, обязаны заниматься общественно-полезными делами «за пределами территорий, на которых они постоянно проживают».
Сам по себе закон об альтернативной гражданской службе смело можно отнести к разряду многострадальных. Он был одобрен Думой только летом 2002 года, несмотря на то что право «не убивать и не быть убитым» было прописано в Конституции, принятой в 1993 году. К тому времени во многих городах правозащитные организации организовали самодеятельную гражданскую службу. Они брали под свою опеку призывников, которые через суд доказывали, что убеждения не позволяют им носить оружие, а потом устраивали на работу в больницы и детские дома.
Процесс узаконивания АГС парламентом тоже был болезненным. В Думе прошлого созыва фракция СПС отстаивала либеральную модель альтернативной службы, тогда как военное лобби норовило превратить ее в наказание. Правые предлагали двухлетний срок службы на социальных объектах по месту жительства с возможностью продолжения заочного или вечернего обучения. Однако в итоге был принят документ, в соответствии с которым срок прохождения АГС устанавливался в 3,5 года для обычных граждан и в 21 месяц -- для выпускников вузов. Вдобавок был введен экстерриториальный принцип.
С тех пор фракция СПС не оставляла попыток либерализировать закон на протяжении всего своего пребывания в Думе прошлого созыва. От этой борьбы осталось богатое наследие. «У нас на самом деле порядка двадцати законопроектов, которые вносят поправки в закон об альтернативной гражданской службе. Мы давно работаем с правительством по этим направлениям. По просьбе правительства все время рассмотрение этих вопросов откладывалось, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» Павел Крашенинников, в свое время входивший в СПС, а теперь являющийся членом "Единой России". -- Мне представляется, что есть два самых кричащих момента, по которым мы сблизились с правительством. Мой законопроект посвящен как раз этим двум темам. Первая тема -- это ликвидация экстерриториального принципа. То, что в соответствии с нынешним законом альтернативщики должны служить, как правило, не в тех субъектах федерации, в которых проживают, плохо не только для них, но и для тех юридических лиц, в которые они поступают на работу. Ведь альтернативщиков нужно где-то размещать. На все это нужны средства, которых нет. Да и вообще, если человек будет выполнять свои обязанности по альтернативной службе, почему ему нельзя жить дома? Разве это так зазорно?»
Таким образом, правительство оказалось готово к уступкам, связанным с ликвидацией экстерриториального принципа, исходя из соображений экономической целесообразности. Отмена экстерриториального принципа будет означать, что военное лобби, которое изначально было настроено превратить альтернативную гражданскую службу в наказание, потерпело неудачу.
«Второй моей поправкой предполагается указать в законе, что альтернативная служба может использоваться для муниципальных нужд. До сих пор она использовалась только для государственных нужд, -- говорит г-н Крашенинников. -- Я считаю, что альтернативщик вполне может работать в муниципальной больнице, муниципальной школе и так далее. Это наиболее актуально в связи с тем, что с 1 января следующего года начнет постепенно вводиться закон о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами».
По словам г-на Крашенинникова, в возглавляемом им профильном комитете поправки были встречены с пониманием.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА