|
|
N°183, 04 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вступят к своему столетию
США защищают турок в Европе
Вчера только поздно вечером стало ясно, что переговоры о вступлении Турции в Евросоюз все-таки начинаются. Церемония открытия переговоров с участием главы МИД Турции Абдуллы Гюля должна была состояться в Люксембурге. Но Анкара медлила с официальным подтверждением своего одобрения рамочного документа ЕС, регулирующего эти переговоры, хотя об этом как о свершившемся факте уже вечером сообщали со ссылкой на правительственные источники турецкие СМИ.
Часами ранее подобное решение приняли главы МИДов 25 стран -- членов ЕС. Им в последний момент удалось согласовать этот документ, ставший итогом компромисса с Австрией. Неуступчивость Вены была сломлена после вмешательства в переговоры Вашингтона: госсекретарь США Кондолиза Райс по телефону переговорила с турецким премьером Реджепом Эрдоганом и пообещала члену НАТО Турции полную поддержку. После этого глава МИД Австрии Урсула Плассник объявила, что Вена готова обсуждать не только привилегированное партнерство Турции и ЕС, но и полное членство этой страны в сообществе.
Лидеры Турции считают, что их страна, с 1963 года являющаяся ассоциированным членом, а с 1999-го -- официальным кандидатом в члены ЕС, выполнила все предварительные условия. Премьер Эрдоган еще до беседы с госсекретарем Райс заявил, что теперь очередь ЕС "доказать, хочет ли он стать глобальной силой или навсегда остаться христианским клубом". Турция, по словам Эрдогана, "второразрядного статуса не приемлет", "национальными интересами не поступится" и ни о чем, кроме полного членства в ЕС, говорить не намерена.
Противники вступления Турции в ЕС утверждали, что для нее довольно и "привилегированного партнерства", так как она все равно не выполнит всех требований ЕС: продолжения масштабной реформы законодательства и требуемого Европарламентом признания геноцида армян в Османской империи в 1915--1923 годах. Этот вопрос чувствителен для Анкары, как и необходимость признания Кипра, вступившего в ЕС в мае прошлого года и проголосовавшего вчера за рамочный документ.
Канцлер Австрии Вольфганг Шюссель отмечал, что Европа должна учитывать беспокойство своих граждан по поводу расширения ЕС. Канцлер подразумевал провал проекта евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне этого года. Одной из главных причин этого была обеспокоенность европейского обывателя тем, что 71-миллионная Турция способна "исламизировать" Старый Свет. Джек Стро, глава МИД Великобритании, председательствующей сейчас в ЕС, отвечал, что недопущение "европейской страны Турции" в ЕС приведет к еще большему увеличению "теологического и политического раздела между государствами христианского и мусульманского наследия". Министр напомнил, что европейские лидеры на саммитах ЕС в декабре прошлого и в июне этого года единогласно высказались за начало переговоров именно 3 октября.
Глава МИД Турции Абдулла Гюль до получения новости из Люксембурга грозил, что "диалог начнется или 3 октября, или вообще никогда". "Турецкий подход разумен, -- пояснил "Времени новостей" президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин. -- Другого шанса уломать ЕС туркам не представится долго". Европейцы же, по мнению политолога, тоже опасаются роста радикализма в Турции.
Переговоры будут тяжелыми и долгими. Брюссельские чиновники говорят о 10--15 годах. А главный научный сотрудник отдела стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Елена Уразова, симпатизирующая европейским устремлениям Анкары, в беседе с "ВН" грустно пошутила, что "Турция может твердо рассчитывать на вступление в ЕС к 100-летию провозглашения ее республикой, то есть в 2023 году".
Александр САМОХОТКИН