|
|
N°155, 28 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торопливость и нетерпение
Тайваньский бизнес ищет спасения на материке
Прошедшая на днях в Тайбэе Конференция советников по экономическому развитию может стать переломным моментом в отношениях Тайваня и материкового Китая. Политики правящей и оппозиционных партий, бизнесмены и ученые рекомендовали властям отказаться от прежней политики «неторопливости и терпения». Предложенный на конференции новый курс сформулирован как «активное открытие» связей и «эффективное управление» сотрудничеством.
Главное требование бизнесменов -- отмена введенного в 1996 году потолка в 50 млн долл. для инвестиционных проектов на материке. За полтора десятилетия тайваньские бизнесмены инвестировали в КНР порядка 60--70 млрд долл., что, как опасаются в Тайбэе, может привести к зависимости тайваньской экономики от доброй воли Пекина. Однако сложившийся хрупкий баланс между экспансионистскими интересами бизнеса и консервативной политикой властей был разрушен экономической рецессией -- во втором квартале спад в тайваньской экономике составил 2,35% к аналогичному периоду прошлого года. Так плохо на острове не было уже четверть века.
Поскольку экономический спад может быстро пустить ко дну весь тайваньский хай-тек, бизнес решительно потребовал убрать политически мотивированные ограничения. «Все, что полезно для увеличения конкурентоспособности тайваньского бизнеса, должно поощряться», -- постановила конференция. Наилучшим стимулятором бизнеса предприниматели по-прежнему считают перевод своего производства на материк, где дешевле земля и существенно ниже зарплата рабочих. Огромный резонанс получили прозвучавшие на конференции слова председателя компании «Тайцзидянь» (Taiwan Semiconductor Manufacturing Co) Морриса Чжан Чжун-моу. Недавний противник инвестиций в КНР неожиданно согласился с тем, что его компания может утратить конкурентоспособность рядом с теми, кто уже перенес производство на материк. Кризис побуждает тайваньских бизнесменов добиваться отмены запрета размещать на материке новейшие наукоемкие производства.
Участники конференции поставили перед властями и другие насущные вопросы -- о налаживании прямых торговых и почтово-телекоммуникационных связей с КНР, снятии ограничений на прямой переток капитала, разрешении на инвестиции материковых фирм в тайваньскую недвижимость и об увеличении квот для туристов с материка, желающих посетить Тайвань. Устанавливать отсутствующие ныне прямые экономические связи Тайбэю и Пекину придется в соответствии с требованиями ВТО, куда уже совсем скоро вступят обе стороны. Правда, ВТО ничего не говорит о транспортном сообщении, но прямая торговля без прямого транспорта просто невозможна. Создание в КНР филиалов тайваньских банков -- дело реальное, но вот легальные инвестиции с материка в тайваньскую недвижимость представляются сомнительными из-за введения Пекином все более строгих мер контроля над вывозом валюты за рубеж.
Межпартийный характер прошедшей конференции дает тайваньскому президенту Чэнь Шуй-бяню свободу политического маневра. Теперь он может более решительно пойти на сближение с материком, оправдывая смену курса защитой интересов бизнеса. Однако участникам конференции так и не удалось достичь согласия относительно «консенсуса 1992 года», по которому Пекин и Тайбэй сошлись в том, что они признают «один Китай», но по-разному его понимают. Пекин демонстративно не торопится реагировать на тайваньские инициативы -- ему нужны не экономические, а политические уступки.
Александр ЛОМАНОВ