|
|
N°183, 04 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ленинградский Шуберт
В Москве и Питере начался фестиваль музыки Леонида Десятникова
Композитору Леониду Десятникову 16 октября исполнится 50 лет. В этот день в его родном Санкт-Петербурге покажут оперу «Дети Розенталя». Большой театр представит нашумевший спектакль на сцене Мариинки в рамках обменных гастролей, этот показ станет кульминацией и монографического фестиваля «Любовь и жизнь поэта», приуроченного к юбилею композитора.
«Леонид Десятников -- один из самых исполняемых композиторов современности», -- утверждает пианист Алексей Гориболь, давний друг и соратник. Если до премьеры «Детей Розенталя» кто-то еще не видел имени Десятникова на афишах, не обращал внимания на титры в фильмах Александра Зельдовича («Закат» и «Москва»), Алексея Учителя («Мания Жизели» и «Дневник его жены»), Владимира Тодоровского («Подмосковные вечера») и Сергея Ливнева («Серп и молот»), то теперь благодаря депутатам Госдумы про Десятникова знают все. Генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов признается, что даже рад беспрецедентному общественному резонансу: «Какой еще спектакль привлек такое внимание! Я не радуюсь новой тенденции, когда театр становится разменной монетой в борьбе идеологий, я знаю только одну идеологию -- искусство. Но я рад, что мы сделали свое дело в то время, когда гражданская позиция и нравственность девальвировались. Я рад, что несколько лет назад Леонид Десятников принял предложение написать оперу по заказу Большого театра, а Эймунтас Някрошюс и Александр Ведерников с энтузиазмом эту идею поддержали. Мы поклоняемся этому художнику». «Детей Розенталя» пока еще не показывали на Западе, но там их очень ждут. Первой будет Америка: «Дети» отправятся туда в июле 2006 года на фестиваль Большого театра.
Если у массовой публики теперь «на слуху» имя Десятникова, то благодаря фестивалю, который проходит в Москве и Петербурге с 3 по 30 октября, «на слуху» смогут оказаться лучшие его произведения. От «студенческой» оперы «Бедная Лиза», на премьере которой в театре Покровского автор, едва демобилизовавшийся из армии, выходил на поклоны в наспех одолженных у друзей джинсах и свитере, до новейшей кино- и театральной музыки. Прозвучат на фестивале: цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова (солист -- тенор Марат Галиахметов), виолончельные «Вариации на обретение жилища» (Борис Андрианов), пьеса «Как старый шарманщик» (Гидон Кремер с «Кремератой»), «Русские сезоны» (скрипач Илья Иофф, сопрано Яна Иванилова и ансамбль «Дивертисмент») и многое другое. В Московском ТЮЗе состоятся спектакли Камы Гинкаса «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда». Вечера «Музыка театра и кино» с участием Алексея Гориболя, питерской вокальной группы Remake и других артистов пройдут в Московском Доме литераторов и кинотеатре «Аврора» в Петербурге. «Бедную Лизу» будут исполнять в театре «Школа драматического искусства» в Москве и в только что отреставрированной Санкт-Петербургской капелле. В партии Эраста выступит австралийский тенор, выпускник Петербургской консерватории Эндрю Гудвин -- недавнее открытие конкурса Елены Образцовой.
Юбиляр к организации фестиваля рук не прикладывал: идеологом выступили Гидон Кремер, а также Алексей Гориболь, взявший на себя роль руководителя акции. Поддержали их и Большой театр, и студия «Рок» Алексея Учителя, и продюсерская компания Record One (Санкт-Петербург), и Антреприза Московского союза музыкантов. Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург) к юбилею выпустило камерные вокальные сочинения. Сам композитор за время фестиваля дважды сядет к роялю -- дуэтом с Алексеем Гориболем исполнит собственные пьесы «В сторону Лебедя» и «Тоска по родине».
На пресс-конференции Десятников назвал фестиваль «полупосмертным» и подчеркнул: «Это мне подарок, а не мое измышление». Сказал, что начал сезон в сентябре, «как школьники начинают учебный год». «Ленинградский Шуберт», как, по легенде, назвал Десятникова Святослав Рихтер, планирует в этом году написать одно камерное сочинение и одно симфоническое и впервые в жизни будет сочинять музыку к сериалу. Продолжится сотрудничество Десятникова с режиссером Валерием Фокиным: за музыку к его «Ревизору» композитор получил Госпремию. Теперь на очереди «Живой труп». Кроме того, есть идея оперы, «связанной с городом Санкт-Петербургом и его мифологией».
Татьяна ДАВЫДОВА