|
|
N°155, 28 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роберта Мугабе сглазили
Зимбабвийского лидера преследует дух погибшего соратника
Редактор оппозиционного зимбабвийского еженедельника The Standard Марк Чавундука прославился недавно, когда после публикации ложного материала о попытке военного переворота в стране был схвачен армейской разведкой и подвергся пыткам. Он стал почти героем сопротивления. На днях журналиста снова арестовали. Ему вменяется в вину оскорбление президента Роберта Мугабе. Речь идет о статье, появившейся в воскресном приложении The Sunday Times.
Все, что относится к личным делам 77-летнего правителя, который 21 год бессменно руководит страной, в Зимбабве не афишируется. У высоких стен президентской резиденции, увенчанных кольцами колючей проволоки, круглосуточно дежурит военная охрана с автоматами на изготовку. Транспорту запрещено останавливаться, а в ночное время даже проезжать возле жилища лидера нации.
Но оказывается, кое-кто беспрепятственно проникает в дом Роберта Мугабе. Президента якобы посещает тень Джосиа Тонгогары. Командующий повстанческой армией и герой освободительной борьбы погиб в автокатастрофе накануне провозглашения независимости Зимбабве. Злые языки утверждают, что аварию подстроили конкуренты партизанского вожака в борьбе за власть. Дух генерала не успокоился и с недавних пор, пишет Марк Чавундука, преследует президента Мугабе.
Вообще, по верованиям народности шона, которые составляют две трети населения Зимбабве, духи умерших постоянно находятся рядом с живыми и даже помогают им. Но есть так называемые нгози -- тени тех, кто погиб насильственной смертью. Они ожесточены и хотят возмездия. Нгози способны овладевать человеком и приводить его в состояние безумия. Дух Тонгогары относится именно к этой опасной категории. Президент, мол, даже обращался за содействием к местным колдунам -- ньянгам, но помощи не получил. Умилостивить коварного нгози, ставя для него отдельный прибор во время президентской трапезы, тоже не удается.
В последнее время Мугабе действительно преследуют несчастья. В автомобильных катастрофах погибли два его ближайших соратника: министр обороны Мовен Махачи и министр по делам молодежи Бода Гези. Скоропостижно скончался другой фаворит -- лидер ветеранов освободительной борьбы Ченгераи Хунзве. И тогда один из членов правительства публично заявил, что режим преследуют злые силы. Кстати, одна из улиц, на которую выходит президентская резиденция, носит имя Джосиа Тонгогары. Возможно, именно это обстоятельство дало толчок необычному «журналистскому расследованию». Белому подобная публикация покажется абсурдом. Правительство Зимбабве, однако, отнеслось к ней вполне серьезно, о чем свидетельствует арест автора.
Игорь ТАРУТИН, Хараре