Время новостей
     N°182, 03 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2005
Отставка в обмен на полеты
Директор авиазавода освободил дорогу Ил-96
Первой жертвой указания, отданного премьером Михаилом Фрадковым на заседании правительства по авиапрому 22 сентября -- "Меняйте людей!" -- стал генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) Вячеслав Саликов, возглавлявший предприятие последние семь лет. В минувшую пятницу совет директоров ВАСО отправил его в отставку. Г-н Саликов стал первым (и пока единственным) руководителем в авиапроме, потерявшим свой пост в ходе скандала вокруг конструктивных дефектов лайнера Ил-96-300. 2 сентября самолет этой модели с президентом России на борту не смог вылететь из Финляндии, где Владимир Путин находился с официальным визитом. В результате этого конфуза Федеральная служба по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор») 22 сентября ввела запрет на полеты всех Ил-96-300. В тот момент в разных авиакомпаниях страны летали 13 самолетов этой модели.

Уже в день введения запрета руководитель «Ространснадзора» Александр Нерадько назвал причину и виновника происшествия с президентским самолетом. Отказ произошел в агрегате тормозной системы шасси, изготовленном на Балашихинском литейно-механическом заводе, объявил г-н Нерадько. Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин сгоряча даже обещал, что программа устранения дефекта может быть выработана за день-два. Проблемы предполагалось решить простой передачей выпуска злосчастного агрегата Московскому машиностроительному производственному предприятию (МППП) "Салют" (собственно, это было сделано еще до официального объявления запрета на полеты Ил-96-300). Однако по ходу разбирательства в лайнере обнаружились другие проблемные детали и узлы. Эксплуатация Ил-96-300 до сих пор не возобновлена, и сроки возобновления профильные ведомства называть отказываются.

По неофициальным сведениям, решения технических проблем, приковавших лайнер к земле, уже найдены. Самолеты стоят потому, что нет ответа на два гораздо более сложных вопроса: "Кто возьмет на себя ответственность за допуск к полетам машины, которая возит президента?" и "Кто ответит за дефекты?".

Отставка г-на Саликова призвана снять хотя бы второй из этих вопросов. Фигура руководителя авиазавода, где собирают Ил-96-300, очевидно, лучше соответствует масштабу проблемы, чем скромные начальники литейного производства тормозных агрегатов.

Г-н Саликов в пятницу заявил Интерфаксу, что под угрозой закрытия завода он решил добровольно уйти в отставку. Как неофициально сообщил "Времени новостей" источник, близкий к совету директоров ВАСО, Роспром фактически предложил руководству завода сделку: увольнение г-на Саликова в обмен на возобновление эксплуатации (а следовательно, и новых продаж) Ил-96-300. В итоге отставка была прията голосами членов совета директоров ВАСО, представляющих главного акционера -- ОАО "Авиационный комплекс им. Ильюшина", а также лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), ответственную за сбыт Ил-96-300.

Исполнение обязанностей генерального директора ВАСО временно возложено на главного инженера завода Михаила Шушпанова. Г-н Саликов заявил, что не намерен совсем покидать авиапром. По неофициальным сведениям, ему предложен пост в руководстве ИФК, представители которой голосовали за снятие его с поста гендиректора ВАСО.

Михаил КУКУШКИН