|
|
N°182, 03 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неслучайные люди
Президент выбрал свою часть Общественной палаты
В минувшую пятницу президент России назвал имена 42 членов Общественной палаты. Среди них нет деятелей, замеченных в оппозиционных настроениях. При этом в палате наличествуют представители почти всех религиозных конфессий, а девять новых членов палаты -- деятели науки, культуры и спорта -- в июне 2005 года подписали известное письмо, поддержав приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Окончательное формирование органа «общественного контроля» должно завершиться до конца декабря -- всего в Общественной палате будет состоять 126 человек.
Общественная палата будет формироваться из трех групп, по 42 человека в каждой. Первую треть пригласил поработать в этом органе сам президент -- «по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами». Вторую треть выберет первая -- из числа самых крупных и влиятельных общероссийских общественных организаций. К выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются общественные объединения, зарегистрированные менее чем за год до истечения срока полномочий членов палаты действующего состава, а также политические партии (хотя многие из выдвиженцев президента состоят в "Единой России"). И наконец, третью часть делегируют регионы. Утверждать ее будут совместно первая и вторая части палаты.
Зарплата членам Общественной палаты не полагается, государство будет возмещать расходы на дорогу и проживание в гостинице для иногородних членов палаты и компенсировать «отрыв от трудовой деятельности». Членами палаты не смогут быть госслужащие и депутаты всех уровней. Срок работы этого состава палаты определен в два года.
На брифинге в Кремле заместитель главы администрации президента Владислав Сурков пояснил, что члены Общественной палаты теперь «будут образовывать комиссии по контролю за всеми видами бюрократии». Члены палаты вправе запрашивать у государственных органов практически любые документы. В администрации президента надеются, что палата может стать местом разрешения споров и между общественными организациями. Также Общественную палату наделили правом инициировать общественные расследования. Правда, как это будет выглядеть законодательно, пока неясно.
Представителям Общественной палаты пообещали выделить эфирное время на государственном телеканале. Кстати, Дума предлагает дополнить закон об Общественной палате пунктом, который предусматривает проведение палатой «общественного контроля за соблюдением принципов свободы слова в СМИ».
Тем не менее создателям Общественной палаты придется столкнуться с «кадровой проблемой». Например, ряд известных правозащитников, в частности председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев отказались работать в Общественной палате, полагая, что речь идет об имитации гражданского общества.
Теоретически у палаты существуют возможности постараться опровергнуть подобное представление о себе. Как заметил г-н Сурков, бюрократии "придется ходить туда с отчетами". Вопрос в том, в каком настроении они будут оттуда выходить. Никаких законодательных полномочий с далеко идущими последствиями у палаты нет. По результатам своей работы она может лишь выражать свое отношение к тем или иным проектам законов и действиям чиновников. И только в том случае, если это отношение будет выражаться активно и "не взирая на лица", палата, быть может, начнет восприниматься как нечто большее, чем государственный пиар.
Дарья ГУСЕВА