|
|
N°183, 04 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Как водка и икра»
Российский и европейский бизнес определили взаимные интересы
Вступление России в ВТО -- необходимое условие формирования Общего экономического пространства (ОЭП) между Россией и Евросоюзом. Такой вывод содержится в заявлении Круглого стола промышленников России и ЕС, принятом вчера на заседании в Лондоне в преддверии сегодняшнего саммита Россия--Евросоюз на высшем уровне. Напомним, что экономика -- одно из четырех общих «пространств», создать которые между собой договорились Москва и Брюссель. Прогресс в их формировании будет главной темой сегодняшнего саммита с участием Владимира Путина, главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и премьер-министра председательствующей сейчас в ЕС Великобритании Тони Блэра.
В итоговом заявлении Круглого стола по поводу формирования ОЭП говорится, что оно должно создаваться на основе «универсальных торговых правил ВТО», в связи с чем руководящим органам ЕС предлагается «оказать реальную поддержку скорейшему вступлению России (в ВТО. -- Ред.) в рамках многосторонних переговоров. При этом от России требуется привести законодательство в соответствие с нормами ВТО, а в отношении ее партнеров высказано возражение «против необоснованных односторонних требований, которые блокируют весь процесс». Кроме того, предприниматели призвали власти России и Евросоюза к разработке реалистичной программы исполнения принятой весной «дорожной карты» по ОЭП и к повышению роли бизнес-сообщества в проекте экономического пространства.
Вчерашнее заседание Круглого стола получилось весьма представительным (в нем участвовали глава Минпромэнерго Виктор Христенко, вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген, комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс, британский министр торговли и промышленности Алан Джонсон, президент ЕБРР Жан Лемьер, руководители РЖД и «Аэрофлота», Внешэкономбанка и АФК «Система» и др.) и, что неожиданно, откровенным. Многие участники говорили о том, что инвестиционное и торговое сотрудничество между Россией и Евросоюзом развивается достаточно медленно, и прямо указывали на причины. Гюнтер Ферхойген заявил, что одна из целей российско-европейской кооперации -- «отойти от приверженности к экспорту природных ресурсов». Он отметил, что иностранные инвестиции (в данном случае -- европейские) «нужны для передачи технологий и идей». Андрис Пиебалгс, впрочем, нашел возможность совместить одно и другое -- в сфере энергосбережения. Он отметил, что в рамках российско-европейского энергодиалога эта тема должна играть все большую роль, причем стороны должны стремиться развивать технологии энергосбережения на всех уровнях -- национальном, региональном и местном. Иллюстрируя такое намерение, глава московского представительства E.ON Ruhrgas Райнер Хартманн заявил, что его компания создаст венчурный фонд для проектов в сфере энергосбережения, который будет работать и на Россию.
С самым неожиданным взглядом на российско-европейские отношения выступил британский министр Алан Джонсон. Он отметил, что 300 лет назад их начал Петр Первый, пять лет назад продолжила британская женщина-космоавт на российском корабле, а недавно один российский миллиардер приобрел один английский футбольный клуб. Кроме того, г-н Джонсон вспомнил поездку Байрона в Россию и телепузиков на российском телевидении. Нынешними препятствиями дл инвестиций в Россию он считает проблемы защиты интеллект собственности, несоответствие российских «правовых и регулирующих рамок» нормам ВТО и вопросы связанные с тарифами на пролет самолетов над Сибирью».
Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев вспомнил высказывание бывшего главы Еврокомиссии Романо Проди: «Россия и ЕС дополняют друг друга, как водка и икра». Тем не менее, сказал г-н Дмитриев, сейчас в этом партнерстве наметился дисбаланс: европейские инвестиции идут как раз в сферы связанные с энергетическим сектором, а не в сферу технологий или обрабатывающих отраслей. Он признал, что это объяснимо -- риски в топливном секторе больше понятны инвесторам, а акции компаний -- сплошь «голубые фишки». Однако такая ситуация не отвечает целям диверсификации экономики, которые ставит перед собой Россия. Глава ВЭБа указал и на менее очевидные причины, по которым партнерские отношения тормозятся. Он напомнил о том, что сразу в нескольких новых странах Евросоюза ставятся препоны для российских инвестиций. В частности, он упомянул проблемы, с которыми столкнулся авиаальянс Air Bridge при покупке венгерской Malev и ЛУКОЙЛ на приватизационном конкурсе по продаже акций Hellenic Petroleum в Греции. Впрочем, г-н Дмитриев не стал обвинять в этом руководство ЕС, предложив считать, что это «моменты скорее рабочие, чем политические».
Андрей ДЕНИСОВ, Лондон