|
|
N°154, 27 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Монарх нового типа
В Москву приехал молодой король Иордании
В Кремле сегодня принимают необычного гостя: монархов, обладающих реальной властью, в наше время по пальцам перечесть, а те, что остались, в Москву приезжают редко. Неоднократно откладывала визит и венценосная молодая пара из Иордании -- король Абдалла II и часто с ним путешествующая супруга Рания. Личная встреча восточного монарха с президентом Путиным может послужить импульсом к развитию отношений с Иорданией, государством, во многом ключевым для Ближнего Востока. Именно это и есть главная цель визита.
Хотя хозяева предлагали 39-летнему королю кремлевские покои, в которых только что проживал северокорейский лидер Ким Чен Ир, гость решил остановиться в гостинице «Балчуг Кемпински».
Король Абдалла представляет новое поколение восточных лидеров. С таким Ближним Востоком России придется иметь дело в обозримом будущем. В феврале 1999 года, когда Абдалла II, сын и преемник умершего короля Хусейна, принимал соболезнования от больного президента Бориса Ельцина, совершенно неожиданно прилетевшего в Амман, смена декораций в регионе настораживала. Все знали, что неопытные, но с прекрасным западным образованием бонвиваны скоро наследуют дряхлым отцам не только в королевствах Иордания и Марокко, но и в республике Сирия. От «золотой молодежи» ожидали либо новаций, либо потрясений. Не произошло ни того, ни другого. Восток не стал резко меняться. Молодые руководители удержались и осторожно пошли по дорожке, проторенной отцами.
«Король Абдалла не принес ничего нового. Та же коррупция, даже больше. То же отсутствие настоящего арабского духа по палестинской проблеме. Демонстрации против сионистов в Иордании запрещены», -- пожаловался газете «Время новостей» видный иорданский оппозиционер Лейс Шбилят, близкий к «братьям-мусульманам». При короле Хусейне его трижды арестовывали за оскорбление монаршего достоинства.
Радикальная оппозиция ругает молодого короля за то же, что и когда-то его отца: за чувство реальности и гибкость. «Абдалла ведет умную, осторожную политику», -- заметил газете «Время новостей» российский востоковед Леонид Медведко. Он не раз беседовал и с королем Хусейном, и со второй из его четырех жен принцессой Муной (Тони Гарднер), мамой Абдаллы, и утверждает: «Внешне молодой монарх, которого я видел еще грудным, больше похож на мать-европейку, но в политике он -- вылитый отец».
Кстати, из-за мамы-англичанки и из-за интриг других жен отца и родственников полукровка Абдалла чуть было не лишился престола. Наследным принцем он считался с рождения до трех лет, а потом этот титул перешел к его дяде, пока король Хусейн снова не передумал -- уже накануне смерти. Наследником самого Абдаллы теперь является сводный брат: так хотела последняя жена отца, королева Нур. Но у Абдаллы есть двое своих детей, 7-летнего сына в честь деда назвали Хусейном.
С отцом Абдаллу будут сравнивать всегда -- от этого уже никуда не денешься. Он пилотирует самолет? Любит автомобильные гонки? Как отец! Прыгал с парашютом? Тоже! Впрочем, энергичностью отличаются и другие члены королевской семьи: военную подготовку прошла даже сестра Абдаллы принцесса Аиша, возглавившая первый женский батальон в Иордании.
Иорданцы рассказывают, что в последнее время молодой король полюбил переодевания. Убежит от охраны, прикинется водителем такси -- и общается с народом. Недавно оделся простоватым стариком, бороду приклеил, взял клюку, и так зашел в отделение по сбору налогов, все выспрашивал: довольны ли люди? Служащим открылась правда, только когда за любопытным «стариком» примчался кортеж.
Но оппозицию не очень волнует, правдивы ли эти слухи. «То, что руководитель хочет быть ближе к народу, -- хорошо, конечно. Главное не это, а результат. Но правительство так же далеко от народа, как и прежде», -- говорит Лейс Шбилят. К тому же и здесь Абдалла -- как отец, о котором тоже говорили, что он под видом таксиста знакомится с подданными.
Как и отец, Абдалла в свое время влюбился с первого взгляда. Королева Рания, которой в эту пятницу исполнится 31 год, по происхождению палестинка. В Иордании, где половина населения палестинцы, это важно. «Встреча с красавицей и умницей Ранией сильно изменила Абдаллу. Он полюбил семью. С имиджем прожигателя жизни было покончено», -- рассказывали друзья короля журналистам.
Хотя Абдалла II наполовину англичанин, в его лице российские руководители приветствуют ни много ни мало потомка самого посланника Аллаха, так как иорданская правящая династия Хашемитов возводит свое происхождение к мусульманскому пророку Мухаммаду. «При урегулировании тяжелых конфликтов это помогает. Особый религиозный статус как бы освящает соглашения, способствует их достижению. Американцы часто прибегают к посредничеству Иордании», -- считает Леонид Медведко. Так что в Москве обязательно пойдет речь о посредничестве Иордании в израильско-палестинском урегулировании. И еще одна тема наверняка будет затронута: в Иордании еще в позапрошлом веке сформировалась мощная чеченская община -- около 20 тысяч человек (а всего выходцев с Северного Кавказа -- 125 тысяч). Слово потомка пророка важно и для чеченской диаспоры, которая очень сочувствует соплеменникам на Кавказе и весьма негативно настроена к Москве.
Елена СУПОНИНА