Время новостей
     N°154, 27 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2001
Европа им поможет
Брюсселю придется заняться умиротворением Кипра
Завтра в Зальцбурге генсек ООН Кофи Аннан встретится с президентом самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Рауфом Денкташем. С этой встречи начинается новый раунд интенсивных переговоров по Кипру, который продолжится уже в среду, когда на остров приедет спецпредставитель генсека ООН Альваро де Сото. А в начале сентября в Нью-Йорке под эгидой ООН предполагается провести 10-дневный «греко-турецкий кипрский саммит» между Рауфом Денкташем и президентом Республики Кипр (РК) Глафкосом Клиридисом. Напомним, что начавшиеся в декабре 1999 года переговоры были прерваны в ноябре 2000-го по инициативе Денкташа, настаивавшего на «равном суверенитете двух мини-государств», в то время как посредники предлагают концепцию «би-зональной федерации». Эти вопросы будут обсуждать в Москве в середине недели главы МИД России и Кипра Игорь Иванов и Янакис Касулидис. Предстоящая серия переговоров станет, очевидно, последней попыткой международного сообщества сдвинуть с мертвой точки кипрскую проблему в преддверии вступления РК в Евросоюз. Остров Афродиты считается кандидатом первой волны расширения, которая начнется уже в 2003 году.


Часть вместо целого

Перспектива вступления Кипра в ЕС может содействовать решению конфликта. Анкара и ТРСК категорически против «частичного вступления» острова в Евросоюз и утверждают, что сами переговоры об этом являются «шантажом» и угрозой «скрытого аншлюса» со стороны члена ЕС -- Греции. Если РК присоединится к Евросоюзу, то ТРСК может быть «присоединена» к Турции, заявляет Анкара, так как договор от 1959 года запрещает Кипру интеграцию в какие-либо структуры, членами которых не являются Турция и Греция. Однако Брюссель упорно не слышит «турецкий голос» и лишь предлагает Анкаре вывести с острова 35-тысячный контингент, благодаря которому на территории Европы до сих пор существует «вторая берлинская стена» в виде 180-километровой колючей проволоки, или, как еще говорят, «зеленой линии». Неурегулированность кипрской проблемы является одним из препятствий для вступления Турции в Евросоюз, чего она давно добивается.

Вступление РК в ЕС, несомненно, послужит дальнейшей маргинализации турецкой части острова и росту экономики в греческих районах, где в 2000 году ВВП на душу населения составил 14 200 евро. Это в шесть с лишним раз выше аналогичного показателя в турецкой части. Экономическая изоляция «турецкого» Кипра стимулирует миграцию из этих районов -- за последние четверть века эту часть острова покинули 60--70 тыс. человек. Турки понимают, что вступление РК в Евросоюз превратит «зеленую линию» в стену их окончательного отчуждения от Европы. Кроме того, экономика ТРСК, «привязанная» к Турции, находится в еще более глубоком экономическом кризисе. Недавний банковский кризис в ТРСК, в результате которого пострадали несколько десятков тысяч человек, также обострил социальную ситуацию. Оппозиционные партии все чаще заявляют о репрессивном режиме Денкташа и требуют установить связи с югом. «Если юг достиг ЕС, то север достиг лишь нищеты», -- говорят оппоненты Денкташа, и поэтому нет иного выхода, кроме федерации с греками. Тем более что с учетом прогнозируемого формирования к 2010 году Средиземноморской зоны свободной торговли перед Кипром, специализирующемся на услугах и транзите, открываются особые перспективы.

Турция же пытается «спасти» ТРСК в рамках принятого в прошлом году Советом национальной безопасности (СНБ) «кипрского плана действий», предусматривающего расширение экономического сотрудничества. Правда, по некоторым оценками, этот план на самом деле является попыткой «сохранить лицо Турции при сдаче Кипра».


У «мамы» проблемы

Экономические проблемы самой Турции могут стать важным фактором урегулирования кипрской проблемы. Анкара сейчас в значительной степени заинтересована в западных финансовых ресурсах и вынуждена «экономить» на амбициозных внешнеполитических проектах, которыми изобиловала ее дипломатия в прошедшее десятилетие. Нынешняя турецкая экономика также вряд ли может вынести бремя ТРСК и удовлетворить финансовые запросы Денкташа. Все это делает Анкару более «восприимчивой» к советам из Брюсселя и Вашингтона. В Турции признают, что решение о возобновлении переговоров принималось в Анкаре и было обусловлено именно экономическим кризисом. Более того, высказывается мнение, что, если «кипрские переговоры» в сентябре не начнутся, страну ждет новый виток кризиса. Некоторые турецкие эксперты предполагают, что урегулирование кипрской проблемы будет достигнуто к июню 2002 года. Новое государственное устройство будет включать элементы как федерации, так и конфедерации. Турция же должна будет вывести с территории острова войска. Хотя это пока лишь прогнозы, но они очень беспокоят турецких киприотов. Рауф Денкташ все чаще призывает Анкару «не совершать ошибки», «не покидать своих братьев» и «не соглашаться на ситуацию, когда турки-киприоты стали бы меньшинством». В принципе, наверное, это не помешало бы Анкаре «пожертвовать» ТРСК во имя собственных экономических интересов, однако здесь в игру вступают другие интересы -- геостратегические.


«Ключ» к Средиземноморью

Турки заявляют, что положение Кипра, «ключа» ко всему Восточному Средиземноморью, позволяет ему контролировать подходы к средиземноморским портам Турции -- Искандеруну (туда перекачивается иракская нефть), Мерсину и символу геополитической стратегии Турции последних лет -- Джейхану, предполагаемому конечному пункту транспортировки каспийской нефти. Этот фактор отлично понимают и власти ТРСК. Совсем недавно Рауф Денкташ напомнил: Турция «не должна покидать остров, не только из-за судьбы турок-киприотов, но и по более важным мотивам безопасности и геополитики».

Турки задаются вопросом: если англичане сумели оставить за собой военные базы, электронные средства слежения которых позволяют контролировать практически все виды связи от Украины, России и Закавказья до Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Северной Африки, то почему бы и нам не сделать этого, тем более в 70 км от наших границ?

Еще одним яблоком раздора могут стать предполагаемые в регионе крупные запасы нефти и газа на дне моря. РК подписала с Египтом и совсем недавно с Сирией соглашения о разграничении морских территорий для начала разработки. Однако ТРСК также требует своей доли в проектах.


«Сейсмическая дипломатия»

Разделенный на греков и турок Кипр оказался самым ярким олицетворением исторического греко-турецкого соперничества и их борьбы за господство в Восточном Средиземноморье. По сути именно это и привело к разделу острова. Однако с августа 1999 года идет активный греко-турецкий диалог, или, как еще говорят, «сейсмическая дипломатия», начало которой положила греческая помощь Турции после сокрушительного землетрясения.

Однако в ходе участившихся и вполне доверительных встреч глав внешнеполитических ведомств двух стран Исмаила Джема и Георгиоса Папандреу стороны концентрировались в основном на рассмотрении так называемых «низкопротиворечивых» вопросов, избегая даже упоминаний кипрской проблемы. Хотя очевидно, что обе стороны всегда держали Кипр в уме. Греция, с 1993 года связанная с РК совместной оборонной доктриной, умело тянет время. Афинам выгодно, чтобы инициатива урегулирования исходила не от них, а от Евросоюза в целом, а проблемы с Анкарой решал Брюссель. Турция же все более осознает свое положение «заложника Кипра», однако не знает, что делать.

Поход «Аттилы»

Независимость от британской короны, под которой Кипр находился с 1878 года, остров обрел в 1960-м. Гарантами его территориальной целостности стали Великобритания, Греция и Турция. Англия «навечно» сохранила за собой территории площадью почти 160 кв. км, где размещены две крупные военные базы Декелия и Акротири. (Кстати, несколько недель назад эти районы, нередко называемые «третьим» -- британским -- Кипром, стали ареной массовых демонстраций местного населения, протестующего против сооружения на базах шести дополнительных антенн.)

Конституция страны, принятая в 1960 году, основана на принципе этнического дуализма и гарантировала турецкому населению квоты на представительство в различных органах власти. Однако с началом межобщинных столкновений в декабре 1963 года турки от своих «квот на власть» практически отказались, чем, по сути, положили начало разделу острова. 19 июля 1974 года на острове произошла инспирированная афинской военной хунтой попытка государственного переворота, целью которого было присоединение Кипра к Греции. Турки расценили его как «греческий аншлюс», и под предлогом восстановления конституционного порядка и защиты турок-киприотов Турция ввела на территорию свои войска. По версии Анкары, это была «миротворческая операция» под кодовым названием «Аттила». 14 августа во время срочно созванных в Женеве переговоров Турция значительно расширила зону оккупации -- до 37%. Примечательно, что министр иностранных дел Великобритании Келлэген, посредник на тех переговорах, отметил: «Сегодня Кипр стал узником турецкой армии. Но завтра турецкая армия станет узником Кипра». С мест проживания были изгнаны более 200 тыс. греков-киприотов. В 1974--1975 годах произошел своеобразный «обмен населением» -- почти все турки-киприоты переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты -- на юг страны.

В рамках политики «туркификации» на остров переселены 80--115 тыс. человек. Однако из-за миграции «коренных турок-киприотов» количество турок на острове составляет, согласно максимальным греческим оценкам, 90 тыс. при общей численности около 760 тыс. человек.

Нодар МОСАКИ