|
|
N°154, 27 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С дефицитом, но без потерь
О бюджете Москвы на будущий год глава бюджетной комиссии Мосгордумы Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ рассказал корреспондентам газеты «Время новостей» Виктору ХАМРАЕВУ и Марии НИКИФОРОВОЙ.
-- Что будет с московским бюджетом в будущем году при новых налогах, которые предложены федеральным правительством?
-- Ничего страшного не будет. Не будет, несмотря даже на то, что будущий год мы проведем с бюджетным дефицитом. Доходы ожидаются на уровне 223 млрд руб., потрачено же будет более 232 млрд. «Недостачу» в 9,8 млрд руб. покроют заимствования. Так по крайней мере выглядит картина после первого чтения проекта бюджета, которое мы успели провести весной. В тот момент еще не было полной ясности в отношении налоговых новаций федерального правительства. Теперь все ясно, и ко второму чтению параметры столичного бюджета, конечно, изменятся: доходная часть, думаю, подрастет. Но дефицит останется.
-- Откуда дефицит? Ведь столица обходилась без него в самые тяжкие времена, когда федеральный бюджет из года в год верстался с дефицитом. Теперь все наоборот: на федеральном уровне -- бюджет с профицитом, в Москве -- «недостача»?
-- Таковы условия, в которые нас ставит Бюджетный кодекс. Субъектам федерации он разрешает проводить заимствования только в том случае, если региональный бюджет испытывает дефицит.
-- То есть дефицит на самом деле искусственный?
-- Можно сказать, что да.
-- Значит, москвичи никак не почувствуют на себе «недостачи»?
-- Ни москвичи, ни федеральный центр. Москва как была для страны регионом-донором, так им и останется. Доходов же городского бюджета будет вполне достаточно для того, чтобы все, называемое социалкой, осталось приоритетом в расходных статьях. Традиционно большая доля пойдет на содержание жилищно-коммунального хозяйства -- 62,7 млрд руб., или 27% всех расходов. В будущем году, правда, москвичи станут больше платить за отопление и снабжение горячей водой. Если сейчас платежи населения составляют 46% от той суммы, которая требуется для оказания этих услуг, то на следующий год вклад горожан поднимется до 51%. Ставки, по которым оплачиваются иные жилищные услуги, не изменятся. На образование выделяется 27 млрд руб. (11,5% всех расходов), на здравоохранение -- 19,7 млрд руб., почти столько же, 19,2 млрд руб., -- на транспорт.
-- А как будут обстоять дела с зарплатой?
-- После первого чтения в проекте предусмотрен рост зарплаты бюджетников в 1,4 раза -- на 20% с 1 января и на столько же с 1 апреля. Но федеральное правительство, как уже известно, намерено поднять оклады бюджетников на 60--80%. Значит, и Москва выйдет на эту планку. Кроме того, мы не собираемся отказываться от доплат как работающим бюджетникам, так и пенсионерам, чтобы их доходы не опускались ниже социальной нормы.
-- Для всего этого и потребуются заимствования?
-- Вовсе нет. Заемные средства пойдут на реализацию адресной инвестиционной программы.
-- Разве нет иных способов привлечения инвестиций? Например, маневрирование налоговой ставкой в той мере, в какой это позволительно для субъекта федерации?
-- Именно этим способом мы пользовались последние несколько лет. Москва давала предпринимателям некоторые льготы по налогу на прибыль в той части, которая предназначалась городу. То есть, получив прибыль, предприятие рассчитывалось налогом сполна лишь с федеральным центром, а с городом -- по льготному режиму. Инвестиционный климат в столице бесспорно улучшился. Но городским властям интересен не только климат. Нужно еще, чтобы инвестиции текли в те сферы, которые власть считает важными для города. Видимо, московское правительство сочло, что для таких инвестиций надежнее всего привлечь заимствования. Кроме того, льгота -- вещь все-таки небезобидная. Мы в этом убедились в 2000 г., когда в городской казне было чуть более 180 млрд руб., а недобор из-за льготы по налогу на прибыль составил 34 млрд руб. В нынешнем году прогнозировался недобор в 10 млрд руб. По моим расчетам, на самом деле он составит 20--22 млрд.
-- Но ведь можно «конкретизировать» льготы -- предоставлять их только тем, кто направит инвестиции по адресам, нужным московскому правительству.
-- Наверное, можно было бы. Да только льготный период закончился. Федеральный центр решил снизить налог на прибыль с 35% до 24. При расщеплении налога между центром и регионами Москве как субъекту федерации остается 16,5%.
-- Это не ухудшит финансовое положение столицы?
-- Нет. Экономисты федерального центра все тщательно просчитали. При новом, пониженном, налоге на прибыль и без льгот московские предприниматели будут платить, по сути, столько же, сколько платят сейчас при льготах.
-- Если так, то не планирует ли правительство Москвы ввести новые льготы для поддержания инвестиционного климата в столице?
-- Рисковать исполнительная власть не хочет. И понять ее можно. 2002 год будет непростым. В Москве начинает складываться местное самоуправление. В 2003 г. у каждого района будет свой бюджет. И тогда городскому бюджету будут предназначаться лишь 14% налога на прибыль, а 2,5% уйдут в районы. В будущем году придется отрабатывать схемы, так сказать, развода. Ясно, что в такой ситуации исполнительная власть строит пессимистические прогнозы на будущее, и ее не убедить в пользе льгот. Но я думаю, что и при пониженном налоге на прибыль Москва вполне могла бы позволить себе льготы. Ведь низкие налоги пока затрагивают лишь крупные предприятия. Это они, а не средний и малый бизнес, начинают выходить из тени и выводить оттуда свои прибыли. А когда легализуется крупная прибыль, то, соответственно, платежи в бюджет будут достаточными для покрытия потери от льгот.
Беседовали Виктор ХАМРАЕВ и Мария НИКИФОРОВА