|
|
N°154, 27 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Революционным путем реформа неосуществима»
Свои предложения по переустройству банковской системы излагает глава Пробизнесбанка и председатель комитета АРБ по реформированию банковской системы Сергей ЛЕОНТЬЕВ.
-- Можно ли считать ваши предложения альтернативой концепции реформирования банковской системы, предложенной г-ном Мамутом?
-- Не могу сказать, что РСПП предлагает сделать шаги, коренным образом реформирующие банковский сектор. Скорее это набор элементов, позволяющих в дальнейшем развить банковский сектор, но никак не обеспечить это развитие. Часть требований по налоговой реформе, переходу на международные стандарты финансовой отчетности не вызывает возражений. Но под прикрытием цивилизованных предложений преподносится явно деструктивное -- о разделении банков по категориям. Мы против этого, так как видим здесь возврат к порочной олигархической модели построения банковского сектора. Эта модель вернет нас в 1998 год, когда была создана группа приближенных к государству банков, допущенных к работе с бюджетами разных уровней. До кризиса это было сделано в менее завуалированной форме, чем предлагается сейчас. Ну и чем все это закончилось? Поскольку эти банки были созданы искусственно, они, во-первых, не умели управлять рисками, а во-вторых, были очень слабыми, как колоссы на глиняных ногах, и первыми рухнули в кризис. Их место снова заняли госбанки.
-- Каковы ваши предложения по реформированию банковского сектора?
-- Сегодня в России сложился многоуровневый банковский сектор, состоящий из госбанков, олигархических банков и банков негосударственного рыночного сектора. Мы отстаиваем интересы последней группы, которая в посткризисный период оформилась как наиболее значительная в банковском секторе. Суть моих предложений сводится к тому, что этот сектор через определенное время должен стать господствующим в экономике, то есть сосредоточить порядка 50--60% активов всего банковского сектора вместо нынешних 10--15% и иметь капитал на уровне международных стандартов. Мы предлагаем создать в России доминирующую систему рыночных банков, не связанных с точки зрения акционерного капитала и бизнеса с крупными промышленными компаниями. Уровень капитализации каждого из них, по моим расчетам, через семь лет должен достичь порядка 100 млн долл. Кстати, в этой части наши предложения совпадают с концепцией РСПП. Но я подчеркиваю, что мы не хотим вводить никаких искусственных ограничений роста банков.
-- Вы считаете, что сроки реформирования должны быть более длительными, чем те, которые видит РСПП?
-- Программа качественного преобразования эволюционна, поэтому срок больший, чем предлагает РСПП, -- от 7 до 10 лет. Иначе это просто шарлатанство. Кроме того, я уверен, что революционным путем банковская реформа неосуществима, она может проходить только осознанно и управляемо. Независимые банки, которых сегодня меньшинство, гораздо слабее государственных, и поэтому не могут заниматься самолоббированием. Роль государства как раз и состоит в том, чтобы провести реформу в интересах независимых банков. Это должна быть общенациональная задача, осуществляемая под эгидой государства и Центробанка.
-- Требования к минимальному размеру капитала банков должны изменяться постепенно? Скажем, через год -- 10 млн долл., через пять лет -- 50 млн долл.
-- Ничего подобного в нашей программе нет. Чтобы банки могли нормально развиваться и не попали в лапы промышленных холдингов, им нужно создать бизнес. То есть дать фонды, «длинные» деньги, чтобы они начали вкладывать их в экономику. Для этого моей программой предусмотрено создание фондов развития, которые кредитуют банки-агенты, а те в свою очередь -- экономику. В этой схеме нет ничего нового -- она уже обкатана в России в рамках программ Всемирного банка.
-- Кто должен будет создавать эти фонды?
-- Фонды должны создаваться государством или с участием государства. Затем они будут выбирать банки-агенты, а те станут получать от фондов средства, скажем, под 9% годовых в валюте и размещать их под 15%. Мы принципиальные противники привлечения бюджетных средств, поэтому фонды будут существовать за счет средств учредителей (государство, ЦБ, госбанки, международные финансовые организации). За деятельностью банков-агентов будет следить специальная группа (создание таких групп наблюдения практикуется в мире). Она будет обслуживать все без исключения фонды.
Преимущество этого плана заключается в том, что все банки будут получать фонды по одинаковой стоимости, и быстрее будет расти тот, у кого эффективнее менеджмент и осмысленнее стратегия.
-- Какие банки смогут работать через эти фонды?
-- Банки-агенты -- маленькие и большие -- будут самостоятельными независимыми банковскими учреждениями из любых регионов. В соответствии со своими объемами они и будут получать средства фондов. Так банки будут, с одной стороны, учиться бизнесу, с другой -- обретать заемщиков и дальше развиваться.
-- Каким, по вашим оценкам, должен быть размер фондов?
-- Любым. Но для того чтобы решить макроэкономическую задачу, на начальном этапе потребовались бы фонды размером 500--700 млн долл. В дальнейшем они смогут выпускать собственные финансовые инструменты. Очень важно, что в результате этой реформы будут восстанавливаться не только банки, но и другие секторы экономики.
Беседовала Виктория АБРАМЕНКО