|
|
N°181, 30 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обвинение обвинителя
«Матери Беслана» заявили отвод замгенпрокурора Николаю Шепелю
Вчера на очередном судебном заседании Верховного суда (ВС) Северной Осетии, где слушается дело единственного выжившего террориста в захвате бесланской школы №1 Нурпаши Кулаева, комитет «Матери Беслана» заявил отвод руководителю следствия -- замгенпрокурора Николаю Шепелю.
Ходатайство зачитала председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева. «Он заполнял уже созданный скелет показаниями потерпевших, -- обратилась к суду г-жа Дудиева. -- Поэтому я считаю, что Николай Иванович с самого начала следствия не обеспечил ход объективного расследования. Я считаю, что этого достаточно, но последний инцидент в зале суда, когда мы остались на ночь и ждали Николая Ивановича, был актом неуважения с его стороны». Выступая от имени всех потерпевших, она пояснила: «Недопонимание между потерпевшими и г-ном Шепелем возникло еще раньше. Во время расследования почему-то были опрошены не все потерпевшие и свидетели. Мы и тогда разговаривали на эту тему с Николаем Ивановичем, но августовский инцидент перешел все границы».
«В августе этого года мы с пострадавшими женщинами собрались в здании Верховного суда и потребовали, чтобы к нам для беседы приехал замгенпрокурора. Мы даже остались в здании на ночь. Ждали Николая Ивановича, но он так и не приехал. А утром следующего дня сказал нам, чтобы для беседы мы приехали к нему в прокуратуру. И с тех пор не видели Шепеля до вчерашнего дня. Мы считаем, что работа, проведенная следственной группой, которой руководил замгенпрокурора, была проведена необъективно, однобоко и предвзято, а значит, расследование не соответствовало полному выявлению всей правды. Шепель неоднократно выступал в прессе и заявлял, что в школе действовала банда наркоманов, что они международные террористы. Хотя из 22 опознанных трупов боевиков видно, это показала и экспертиза, что они являлись жителями Чечни и Ингушетии», -- сказала «Времени новостей» г-жа Дудиева.
К тому же, считает г-жа Дудиева, необъективность первичного следствия привела к тому, что в Осетию приехала еще одна следственная группа Генпрокуратуры во главе с Владимиром Колесниковым. «Мы называем это чиновничьей солидарностью, которая не позволяет, по-видимому, копать глубже, выявлять виновных оперативного штаба. И считаем, что дело должно быть направлено на новое рассмотрение», -- пояснила г-жа Дудиева.
Затем слово взял юрист Таймураз Чеджемов, представляющий интересы потерпевших. Он поддержал своих доверителей по всем пунктам: «Шепель и его следственная бригада не обеспечили должного расследования по данному делу. Даже дело по Кулаеву расследовалось поверхностно. До сих пор не были допрошены Мурат Зязиков (президент Ингушетии. -- Ред.), Александр Бегулов (прокурор Северной Осетии. -- Ред.) и другие лица, показания которых могли внести ясность в дело». По его словам, вопрос о недоверии к Шепелю у потерпевших возник уже давно. Но поскольку замгенпрокурора давно не было на процессе, этот отвод не заявлялся. Потерпевшие считали, что это будет неэтично. «Я понимаю, что скорее всего суд не удовлетворит наше ходатайство. Но если допустить, что суд вдруг окажется на стороне потерпевших, то процесс будет идти и дальше своим чередом, никакого нового слушания не будет», -- пояснил г-н Чеджемов.
Николай Шепель сразу же отреагировал на критику, заявив, что «процессуальных оснований на отвод гособвинителя нет». «Это судебный вопрос. Если они (потерпевшие. -- Ред.) не согласны с моими действиями, пусть оспаривают в суде. Что же касается августовской ситуации, то я считаю, что сама акция протеста была незаконной, и я не собирался потакать правонарушителям. Так что в заявлении Сусанны Дудиевой ничего страшного нет, -- сказал "Времени новостей" г-н Шепель. -- В этом деле я не просто следователь, я сам болею душой. К тому же потерпевшие являются помощниками гособвинителей».
Председатель ВС Тамерлан Агузаров объявил, что суд удаляется на совещание, а «решение по этому вопросу будет оглашено на следующем заседании 4 октября».
Екатерина КАРАЧЕВА