|
|
N°154, 27 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Менеджмент во льдах
Граждане Чукотки тренируют команду Абрамовича
Губернатора Чукотки Романа Абрамовича подозревают буквально во всем. Созданный политиками и журналистами образ загадочного демона им же самим не дает покоя. Поэтому те, кто добираются до живого г-на Абрамовича, считают своим долгом узнать из первоисточника: собственно, какого черта он решил связаться с Чукоткой?
Самая простая догадка -- г-н Абрамович поехал на Чукотку обогащаться. Нефть, золото, газ -- все теперь его. Даже чиновники Министерства экономического развития включились в диспут: сколько г-ну Абрамовичу обломится от нефти и золота Чукотки. Они утверждают: там клондайк, а новая администрация автономного округа этот факт скрывает.
Сам губернатор к этим домыслам относится спокойно. Во-первых, потому что скрыть ничего не может, так как на Чукотке геологоразведочные работы ведет федеральный центр. И геологи всю информацию кладут не на стол губернатора, а в первую очередь отправляют в Минприроды. Во-вторых, потому что в округе нет ни одного месторождения, так сказать, промышленного масштаба, которое сегодня бы приносило дивиденды.
Если говорить о золоте, то сейчас его добыча ведется старательскими артелями, состоящими в основном из украинцев и молдаван. В казну они сдают в год тысяч по 70 рублей. Но сколько именно добывают золота старатели, в администрации до сих пор точно не знают. Понятно, что воруют. Говорят, благодаря усилиям золотодобытчиков поголовье оленей на Чукотке сократилось с 500 тысяч до 100 -- съели. И чтобы теперь его восстановить, чтобы оленеводство стало рентабельным, понадобится семь лет. Те, кто добывает золото на мысе Шмидта, к примеру, ни разу не закупали топливо. Берут то, что направляет администрация для нужд ЖКХ шмидтовского района.
Правда, два месторождения золота, «Майское» и «Купол», вполне перспективны. По словам г-на Абрамовича, чтобы дать им жизнь, нужны серьезные инвестиции. Сейчас он ведет поиск иностранного инвестора, который мог бы вложить в «Майское» 250 млн долларов, понимая, что первые дивиденды в лучшем случае пойдут через два-три года. Губернатор полагает, что деньги начнут возвращаться скорее всего только через пять-семь лет.
С нефтью дело обстоит еще более туманно. Когда Роману Абрамовичу говоришь про чукотскую нефть, которая должна политься рекой, он отмечает: «Рекой не раньше, чем через 50 лет». Разведанные же месторождения имеют исключительно местное значение: экспорт на них не сделаешь. Те же несметные запасы, про которые любят говорить чиновники МЭРТ, по сведениям геологоразведки, сосредоточены в морских шельфах. По оценкам вице-президента «Сибнефти» Андрея Матевосова, разработки на море -- это миллиардные затраты, которые в экстремальных условиях Чукотки могут и не оправдаться. С British Petroleum такое уже случилось: при разработке одного из морских шельфов не подтвердились прогнозы геологов, и компания потеряла около 1,5 млрд долларов.
Пока «Сибнефть» решилась только на один проект на Чукотке -- газовый. И то, видимо, только потому, что на сей счет было принято политическое решение. Правда, г-н Матевосов утверждает, что этот проект не политический, а коммерческий (мол, другими «Сибнефть» не занимается). Но, похоже, он мог бы все-таки подождать, если бы чукчам не было так плохо. Речь идет о Западно-Озерном месторождении, запасы его оценены в 7--10 млрд кубометров газа. Использовать его можно лишь для обслуживания Анадырской ТЭЦ, которая несет нынче серьезные убытки, работая не в полную мощность и на угле. Перевод ее на газ минимизирует потери и решит, по словам г-на Матевосова, проблему топлива примерно на 35 лет. «Сибнефть» в ближайшее время должна приступить к строительству трубопровода до Анадыря. В начале 2003 г. г-н Матевосов обещает зажечь факел.
Есть и другая версия пребывания г-на Абрамовича на Чукотке. По ней он собирается «отмыть» в регионе деньги. Но когда попадаешь в этот заповедный край, то с трудом понимаешь, где их, собственно, можно отмыть. Выступая в этом году с посланием к депутатам окружной Думы, г-н Абрамович вынужден был признать, что «округ находится за гранью «банкротства». Задолженность перед центром и коммерческими предприятиями составляет сумму, сопоставимую с четырехлетним бюджетом Чукотки. Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» начальник финансового департамента правительства округа Станислав Цыганков, на сегодняшний день долг федералам -- более 5 млрд рублей, а коммерческим банкам -- около 1,5 млрд. Но у Чукотки денег нет. Москва между тем постоянно останавливает федеральные средства из-за неуплаты долгов, совершенно не заботясь о бесконечно дефицитном бюджете автономного округа. Г-н Цыганков каждый месяц ходит в Минфин просить за народ Чукотки. Он видит решение проблемы если не в списании долга, что сейчас не в моде, то уж точно в его реструктуризации.
Московские чиновники вполне довольны тем, что губернатором Чукотки стал Роман Абрамович. Потому что ему всегда можно сказать: «Что вы просите, у вас что, денег нет?». И, соответственно, отказать. Например, в рассекречивании Чукотки. У нее до сих пор особый пограничный статус, который мешает инвесторам вкладывать деньги. Вопрос этот несколько раз поднимался новым губернатором в правительстве, однако ФСБ решительно против. Видимо, не суждено сбыться мечтам губернатора и его команды о зарабатывании денег на ниве экстремального туризма.
Сегодня бюджет Чукотки, который комплектовала еще команда г-на Назарова, равен 3 млрд 66 млн рублей (примерно 100 млн долларов). Из них 1,5 млрд 119 млн рублей выдает центр в виде трансфертов и дотаций на северный завоз, плюс еще некие программы: итого -- 1 млрд 670 млн. Остальное должна заработать сама Чукотка. По словам г-на Цыганкова, в этом году уже удалось собрать налогов с физических лиц на сумму 854 млн рублей. Это произошло только благодаря тому, что Чукотку заселили г-н Абрамович и высокооплачиваемые менеджеры из его команды (на губернатора приходится основная часть налоговых выплат -- почти 20 млн долларов). В прошлом году, при экс-губернаторе Александре Назарове, налогов с физических лиц было собрано в казну округа 2 млн 300 тыс. рублей.
Вице-губернатор Ирина Панченко, отвечающая в администрации г-на Абрамовича за экономику и финансы, раньше, будучи финансовым директором холдинга «Русский алюминий» и вице-президентом «Сибнефти», легко управлялась с бюджетами в несколько миллиардов долларов (миллиардов эдак пять или семь), а теперь с трудом справляется со 100-миллионным. Проблема одна. Г-жа Панченко должна работать с бюджетом, в котором практически отсутствуют доходы. Привычные доходы, а не экстремальные, от команды Абрамовича. Например, в этом году от приватизации в чукотскую казну поступит в лучшем случае 3 млн рублей. И это в основном аренда, продавать нечего. ЖКХ дотируется на 80%. Промышленность, которая может быть условно рентабельной, представлена сегодня только что построенным по инициативе новой администрации рыбозаводом.
Г-н Цыганков описывает ситуацию трехмесячной давности: «Инфраструктуры -- ноль, системы распределения, включая денежные средства -- ноль». Картину так и называют: «С нуля». Команда менеджеров Романа Абрамовича, причем суперпрофессиональных и по столичным меркам, тренирует Чукотку, а Чукотка тренирует их верстать доходы без источников доходов, а дефицит превращать в нечто бездефицитное, придумывать новые производства, от которых пойдут налоги в казну, и беспредельно совершенствовать ЖКХ. Кстати, г-н Абрамович, видимо, должен быть страшно благодарен Чукотке, потому что она учит его нестандартному мышлению. Ну какому олигарху в Москве пришла бы в голову идея оптимизировать затраты ЖКХ за счет перевода отопительных систем на воду из геотермальных источников, или проводить изыскания на предмет строительства ветроэлектростанций. Сейчас администрация губернатора рассматривает проект геотермального отопления Анадыря. Осуществлен он будет исландцами и окупится, по мнению г-на Абрамовича, максимум через пять лет.
Отмывать деньги, конечно, можно, просто вгоняя их в землю Чукотки, но это какой-то суперизвращенный метод, иначе зачем их было зарабатывать. Насколько известно, безумцем г-на Абрамовича до сих пор еще никто не считал. И поскольку в версию «политической крыши» -- губернаторской неприкосновенности -- никто не верит (ведь ее можно было поискать где-то поближе -- возглавить Омск, где зарегистрирована компания «Сибнефть», или, напротив, подальше -- стать губернатором Аляски), то в столичных кругах теперь модно говорить, что у него просто «снесло крышу» на Чукотке. Заболел. Похоже, это не лишено некоторого смысла.
По собственному признанию г-на Абрамовича, он так и не смог обратиться к депутатам окружной Думы: «Земляки». Но вот члены его команды уже довольно часто говорят на Чукотке: «У нас». Как только губернатор нечто похожее слышит: «А у нас тут такие ягоды, грибы, рыба...» -- немедленно обещает отправить в Москву, «полечиться». Сам, между прочим, тоже ездит в Первопрестольную, но реже, чем обещал. Обещал одну неделю на Чукотке, а три в Москве, теперь -- все иначе, на Чукотке проходит как минимум половина текущей жизни. И есть такое подозрение, что Роману Абрамовичу все это просто интересно.
До недавнего времени он был удачливым бизнесменом, демонизируемым прессой. Все это имело к суровой российской действительности и слишком много, и слишком мало отношения. Последнего больше. А теперь г-н Абрамович управляет чукотской бабой Машей, которую пробует тренировать по рыночной методологии, а она его в ответ по своей -- иждивенческой. И судя по всему, этот менеджерский эксперимент взаимовыгоден. Во всяком случае г-н Абрамович, организовав «горячую линию», помнит наизусть не только макроэкономические показатели, но и нижеследующие просьбы «земляков»: «До сих пор не можем получить детское пособие. Пенсия и пособие выплачиваются с огромной задержкой. Нам нужно кормить детей. Помогите», «Включите отопление», «Выключите отопление», и т.п.. Это несмотря на то, что нынешняя администрация Чукотки все федеральные платежи в районы направляет в срок. Романа Абрамовича продолжают тренировать.
Вера КУЗНЕЦОВА, Анадырь--Москва