Время новостей
     N°154, 27 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2001
Домашнее задание
Госсовет завершает подготовку к 1 сентября
Начало нового учебного года власть хочет отметить серьезными переменами в сфере образования. Решающее слово в этом отведено Госсовету, который на заседании 29 августа должен окончательно определить, какие именно преобразования ждут в ближайшие годы среднюю и высшую школы.

Желание предоставить последнее слово представителям регионов заместитель министра образования Виктор Болотов объясняет тем, что «никакие реформы не будут эффективны до тех пор, пока они не будут приняты на местах». Однако по словам руководителя рабочей группы Госсовета, премьера правительства Карелии Сергея Катанандова, его соратники изначально не собирались выступать в роли экспертов уже существующих программ реформирования образования. "Мы решили подготовить для президента наши собственные предложения", -- говорит он.

Хотя г-н Катанандов старается быть весьма осторожным в терминах и утверждает, что речь на Госсовете пойдет не о реформах, а «всего лишь о модернизации, корректировке системы образования в России», заметно, что подготовленный документ содержит довольно радикальные предложения. Эксперты считают некоторые его положения даже более «реформаторскими», чем правительственная программа мер в сфере образования или Стратегия модернизации образования, подготовленная в Центре стратегических разработок.

В частности, это касается возвращения средним школам государственного статуса. Последнее десятилетие показало, что муниципалитеты за редким исключением не могут обеспечить школам финансирование даже в тех весьма скромных объемах, которые рекомендуются государством. Руководители профсоюзов считают, что именно это было одной из причин частых учительских забастовок, и уже давно настаивают на федеральном подчинении средних учебных заведений. Но, по мысли разработчиков новой образовательной политики, государство, возвращая себе ответственность за финансирование учебного процесса, должно взять на себя и контроль за его качеством. Поэтому ожидается, что будут выдвинуты и новые требования к уровню знаний и навыков, которыми должен обладать выпускник школы. «Пока мы продолжаем работать по содержанию, определенному еще 40 лет назад», -- говорит член рабочей группы, руководитель Московского комитета образования Любовь Кезина.

Кроме того, рабочая группа Госсовета предлагает правительству рассмотреть вопрос и об изменении статуса российских педагогов. Если все предыдущие реформаторские замыслы обходили вопрос учительского благосостояния стороной (поскольку решение этой проблемы требует пересмотра всей единой тарифной сетки), то сегодня признается, что успех преобразований во многом зависит именно от того, насколько активную роль в реформе будут играть рядовые педагоги. По мнению сторонников модернизации, «возвращение учительства из маргинальных слоев в средний класс -- мероприятие достаточно затратное, но оно должно окупиться». Причем государству предлагается позаботиться не только о повышении зарплаты в 2--2,5 раза, но и о росте культурного уровня преподавателей, взяв на себя оплату их переподготовки и повсеместный доступ к новейшим информационным источникам.

Члены рабочей группы Госсовета считают, что подготовленный ими документ не должен вызвать бурных дебатов, поскольку, по словам Сергея Катанандова, президенту будет представлена консолидированная позиция всех заинтересованных сторон. Решение спорных моментов, касающихся, например, введения единого госэкзамена вместо выпускных в школе и вступительных в вузы или перехода на 12-летнее обучение, предлагается отложить до окончания экспериментов на уровне регионов.

Однако компромиссная позиция Госсовета уже подвергается критике -- причем как сторонниками более радикального варианта реформ, так и теми, кто желал бы, чтобы модернизация была еще более мягкой. В частности, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководивший образовательными программами ЦСР, считает, что любые уступки в реформе образования -- это не уступки населению, а уступки консерваторам из самой системы просвещения, выступающим против изменения нынешней практики поступления в вузы. «Последний опрос фонда «Общественное мнение» наглядно показал, что народ поддерживает, а что -- нет, -- говорит г-н Кузьминов. -- Причем заметно, что люди не слепо следуют пожеланиям правительства, а сознательно выбирают то, что нужно им и их детям. Так, большинство поддержало идею единого госэкзамена, потому что он дает шанс выпускникам из глубинки бесплатно поступить в элитный вуз, потому что он сокращает поле для явной и неявной коррупции. А 12-летку не поддержали, и ясно почему -- не решен важнейший вопрос об изменении призывного возраста».

Классные часы

Советская и российская средняя школа почти непрерывно реформировалась все время своего существования. Главный смысл реорганизации системы образования в первые годы Советской власти был в сглаживании различий среднего и неполного среднего образования: гимназии и реальные училища с 7--8-летним циклом обучения, прогимназии и высшие начальные училища с 4--5-летним были уравнены в правах и названы советскими трудовыми школами.

В середине 30-х средняя школа претерпела новые изменения. Обучение в ней было разделено на три ступени: начальную (1--4-й классы), неполную среднюю (5--7-й) и среднюю (8--10-й). Тогда же (в 1934 г.) в школу возвратили преподавание истории. Кроме того, накануне войны число средних школ в сельской местности и малых городах несколько сократилось, а многих выпускников семилеток в принудительном порядке отправляли в фабрично-заводские школы.

Возвращение к имперским традициям в конце Великой Отечественной войны и после ее окончания ознаменовалось введением раздельного обучения юношей и девушек, которое, по мысли его инициаторов, должно было повысить нравственность молодежи и воспитать из юношей настоящих воинов еще в школе. Кроме того, для повышения дисциплины в школах и большинстве вузов была введена форма, напоминающая дореволюционную.

Это новшество было отменено еще до смерти Сталина, а вскоре после нее было принято решение о переходе на всеобщее семилетнее образование. В октябре 1961 г. с трибуны ХХII съезда КПСС было заявлено о скором переходе на всеобщее 10-летнее обучение, однако этого пришлось ждать около 10 лет. При этом в начале 60-х годов было введено даже 11-летнее обучение в средней школе, но от него вскоре отказались. Кроме того, реформы 60--70-х годов коснулись сроков обучения на разных его ступенях: пребывание в начальной школе сократилось до трех лет, в средней до двух, а обучение на «промежуточном» этапе увеличилось до пяти лет. Наконец, были отменены переходные экзамены из начальной школы в неполную среднюю.

В 70-е годы восьмилетка и затем три года техникума (позже ПТУ) были приравнены к 10-летнему обучению в средней школе, а выпускники техникумов и ПТУ получали формально равные со школьниками права при поступлении в высшие учебные заведения. Смена содержания сопровождалась и сменой формы: сначала мальчики в середине 70-х получили вместо прежней серой формы темно-синюю, а в 1983--1984 гг. синий же костюм-тройку вместо прежних унылых коричневых платьев с фартуком -- девушки-старшеклассницы.

На рубеже 80--90-х средняя школа вновь стала одиннадцатилеткой, на этот раз за счет увеличения до четырех лет обучения в школе начальной. В ходе этой реформы были введены ежегодные экзамены в неполной средней школе, а старшеклассники получили возможность выбирать часть выпускных экзаменов.
(Павел АПТЕКАРЬ)

Олег ВОЛКОВ