|
|
N°180, 29 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бромойль с переносом
Выставка-подарок Московскому Дому фотографии
Открывшуюся в Мультимедийном комплексе актуальных искусств (иначе -- Московский Дом фотографии) выставку можно назвать сенсацией. Во-первых, для России это премьерный показ уникальных коллекций оригинальных (винтажных) отпечатков московской пикториальной фотографии конца XIX -- первой трети XX века. Во-вторых, для Московского Дома фотографии это первый случай, когда частный бизнес -- Группа компаний «МИАН» -- приобрел все выставленные коллекции и передал их в дар МДФ. В-третьих, выставкой московской пикториальной фотографии завершает работу старое здание МДФ на Остоженке. После нее ждем ремонт.
В апреле директор Дома фотографии Ольга Свиблова возила эти, тогда еще частные коллекции пикториальной фотографии в Венецию. То был безупречно правильный ход. Влажное свечение воздуха на фотопейзажах 20-х--30-х годов заставляло думать, будто, снимая среднерусские пейзажи, мастера далекой Страны Советов грезили о Венеции и за тысячу километров чувствовали воздух и свет лагуны.
Сегодня в большем составе пейзажи, фотоэтюды обнаженной натуры, бытовые зарисовки и пластические инсценировки заполнили залы Дома на Остоженке. И если в Венеции после променада по анфиладе палаццо Квирини-Стампалья ты уносил во впечатлениях одно очень красивое и прихотливо мерцающее облачко, то здесь скорее радость различий в ассоциациях. Выставка сделана строго, скрупулезно и тщательно. Это попытка представить архив пикториальной фотографии во всех подробностях. Фотографы-пикториалисты стремились максимально сократить дистанцию между фото и живописью. И, учитывая желание фотомастеров быть живописцами, выстраиваются необычайно изысканные ассоциативные ряды, подключающие визуальный опыт изучения истории европейского искусства Нового времени. Ню Александра Гринберга (репрессированного в 1935 году по обвинению в распространении порнографии) капризно выбирают себе соперниц и подруг у разных мэтров, от Энгра до Ренуара. Шаляпин в ролях с портретов Мирона Шерлинга видится сквозь фильтры Головина и Серова. Пейзажики Николая Андреева с повозками, полями, лугами, луной и сверкающим небом имеют в живописи многих респондентов. Тут и Васильев, и Саврасов, и даже Камиль Коро. В общем, впору на эту выставку студентов искусствоведческих отделений водить и играть с ними в ассоциации. Кто больше наплетет -- тому зачет за семестр досрочно!
А еще приятные волнения доставит чтение экспликаций с названиями сложных техник, которые мастера использовали, дабы получить свечение, мерцание, мягкие контуры и живописные тени. Тут к вашим услугам и серебряно-желатиновый отпечаток, и резинотипия, и меццо-тинтография, и гуммиарабик, и альбуминовый отпечаток. Но моим фаворитом стал «бромойль с переносом». Согласитесь, в самом именовании этой сложной и многосоставной техники присутствует какой-то экзальтированный шик ар-деко.
Сергей ХАЧАТУРОВ