|
|
N°180, 29 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братство Качиньских
Ярослав не стал премьером, чтобы Лех был президентом
Лидер победившей в воскресенье на парламентских выборах в Польше правой консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский сделал неожиданный ход. Ожидалось, что как лидер выигравшей партии он станет премьером Польши. Но вместо этого он выдвинул кандидатом в премьеры малоизвестного депутата и председателя финансовой комиссии парламента Казимежа Марчинкевича.
Ярослав Качиньский представил своего выдвиженца как «главного экономического специалиста партии, имеющего хорошую репутацию в сфере бизнеса и готового к тому, чтобы быстро сформировать правительство». Но эта лестная характеристика мало на кого произвела впечатление. 46-летний Марчинкевич, физик по образованию, уже работал в правительстве. В кабинете Ханны Сухоцкой он занимал пост замминистра народного образования и даже был соавтором программы «Хорошая и современная школа». Позже он пару лет руководил политическими советниками премьера Ежи Бузека. Переходя из партии в партию, он всегда придерживался правого фланга, будучи по убеждению католиком и умеренным националистом.
Решение лидера ПиС вызвало самое большое разочарование в рядах либеральной «Гражданской платформы» (ГП). Заняв на выборах второе место, ГП является вторым членом правительственной коалиции. «Мы неприятно удивлены», -- заявил глава ГП и фаворит президентской гонки, 48-летний Дональд Туск, настаивавший, чтобы кабинет возглавил Ярослав Качиньский.
Внезапное выдвижение пана Марчинкевича связано с политическими амбициями 56-летних братьев Качиньских. Тактическая уловка Ярослава призвана помочь президентской кампании своего брата-близнеца Леха, который в предвыборных рейтингах наступает на пятки основному конкуренту Туску. Президентские выборы пройдут в Польше 9 октября. Теперь голосовавшие за ПиС и Ярослава Качиньского избиратели называют его «ход Марчинкевичем» нечестным.
Есть и еще одно объяснение маневру лидера ПиС. Ярослав Качиньский, известный как «критик всего», никогда не руководил каким-либо госучреждением. Зато он всегда толкал наверх своего младшего (на 45 минут) брата Леха. По словам Ярослава, брать на себя ответственность за будущее правительство не в его правилах. При этом он утверждает, что обществу будет трудно переварить такое положение дел, когда два главных государственных поста занимают братья, да еще близнецы.
«Поляки завершили один из самых плохих периодов в истории своей демократии. Многие, как показывают опросы, с надеждой ждут, когда в отставку уйдет весьма непопулярное правительство Марека Бельки и закончится срок президента Александра Квасьневского, от которого тоже устали», -- сказал «Времени новостей» эксперт влиятельного польского еженедельника «Пшекруй» («Профиль») Якуб Кумох. По его словам, полякам не нравилось, что страной управляет группа политиков «из комсомольских времен». «Они говорят друг другу «ты», делят между собой посты и решают вопросы государства в узком дружеском кругу, абсолютно не считаясь с мнением большинства», -- заявил пан Кумох. Премьер Ярослав вряд ли стал бы обращаться к президенту Леху на "вы", но выдвижение Марчинкевича решило это проблему: комсомольской фамильярности во власти не будет.
Ярослав Качиньский уже заявил, что в плохих отношениях между Варшавой и Москвой виноваты российские политики, не желающие «признать Польшу самостоятельным игроком в этой части Европы». Однако власть уходящих ныне с политической сцены «комсомольцев» также не помогла кардинально оздоровить российско-польские отношения. «Проблемы носят системный характер. Главное противоречие между нашими странами -- это будущее общих соседей, Украины и Беларуси», -- заметил «ВН» эксперт Польского института международных отношений Адам Эберхардт.
По его словам, неважно, кто персонально возглавляет польское правительство, поскольку Варшава всегда будет выступать за демократизацию соседних стран и их интеграцию в европейские структуры. «В России это считается -- думаю, что ошибочно -- угрозой ее влиянию в этих странах. Следовательно, пока в Кремле концепция «зон влияния» будет сильнее концепции «общего европейского дома», никакого прогресса в российско-польских отношениях я бы, к сожалению, не ожидал», -- заявил пан Эберхардт.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей», Вадим СМИРНОВ, Калининград