|
|
N°180, 29 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники несгибаемого Шредера
В Германии продолжаются переговоры между руководством двух партий, претендующих на право формирования федерального правительства, -- СДПГ и партийного союза ХДС/ХСС. Во время внеочередных парламентских выборов 18 сентября ни одна из партий не набрала абсолютного большинства голосов. Возможный выход из коллизии -- создание правительства большой коалиции. Нынешним противникам надо договориться по таким вопросам, как консолидация госбюджета, реформа здравоохранения и налоговой системы, перестройка системы федерализма. Эту неординарную ситуацию корреспонденту "Времени новостей" в Германии Юрию ШПАКОВУ комментирует известный немецкий политолог Геро НОЙГЕБАУЭР из Свободного университета Берлина.
-- В Германии идет межпартийный торг за власть. Несмотря на поражение, социал-демократы и канцлер Герхард Шредер все еще настаивают на своем праве формировать правительство...
-- Канцлер Шредер вначале оказал слишком большое давление на ХДС/ХСС. В ответ на это партийный союз ХДС/ХСС -- в большей степени, чем это хотелось бы самим христианским демократам, -- открыто встал на поддержку своего кандидата фрау Ангелы Меркель. Столь жесткая позиция канцлера не была согласована им в Социал-демократической партии Германии (СДПГ), это была как бы единоличная битва за собственную власть. Партийцы стали чем-то вроде заложников несгибаемого в своих претензиях на власть канцлера.
-- И это еще более сплотило христианских демократов?
-- Совершенно верно. Фрау Меркель победила с перевесом в несколько десятков тысяч голосов, и она должна стать канцлером. Для нее это вопрос политического выживания. Либо Ангела Меркель утверждается в роли канцлера, либо ее соперники из числа христианских демократов не только воспрепятствуют ее дальнейшим попыткам стать федеральным канцлером, но и постараются лишить ее власти внутри ХДС. Для самих партий главным предметом переговоров уже не является вопрос, кто станет канцлером. Для СДПГ и ХДС/ХСС важнее обеспечить себе право формирования правительства.
-- Тем не менее борьба идет между Шредером и Меркель...
-- Персонификация противостояния ведущих партий -- это симптом того, что каждая из них старается как можно выше поднять «цену» своих результатов на выборах. В такой ситуации на коалиционных переговорах Шредер может добровольно отказаться от претензий на роль главы правительства, но лишь при условии, что и Ангела Меркель прекратит борьбу за канцлерское кресло. (Тогда в действие может вступить план Б, о нем см. текст рядом. -- Ред.). Если же христианские демократы не согласятся на условия нынешнего канцлера, то он вправе поставить вопрос о новых выборах.
-- Тем не менее большинство экспертов предсказывают появление правительства большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.
-- Если сторонам удастся договориться по содержательной стороне коалиции, то процессуальные подходы можно было бы решить при помощи нетрадиционных подходов -- таких, к примеру, как «сменный канцлер». (В Германии обращают внимание на опыт Израиля, где на выборах 1984 года ни одна из партий тоже не набрала абсолютного большинства. Тогда партийные лидеры Шимон Перес и Ицхак Шамир договорились, что пост премьера занимает сначала один два года, а потом другой два года. -- Ред.).
Традиционно немецкое федеральное правительство непременно должно опираться на парламентское большинство. Правительство меньшинства в Германии не принято. При этом канцлера должна выставить наиболее сильная фракция в бундестаге. Но после таких выборов, как 18 сентября, когда никто не получил того, чего хотел, было бы полезно подумать о новых подходах.
Формально же федерального канцлера избирает на первом заседании парламент (самое позднее, состоится 18 октября. -- Ред.). И ХДС/ХСС хочет прочных гарантий того, что именно кандидат этого партийного союза будет избран канцлером. Если таких гарантий не будет, то не исключено, что возникнет другая кандидатура канцлера. Кстати, таким кандидатом может оказаться даже Герхард Шредер.
Беседовал Юрий ШПАКОВ