Время новостей
     N°179, 28 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2005
Что сказал президент
Выдержки из стенограммы ответов Владимира Путина на вопросы «прямой линии»
О росте цен на бензин

Конечно, очень актуальный вопрос не только для Дальнего Востока, для Сахалина - для всей страны, потому что подорожание резкое произошло буквально недавно, пик пришелся на начало осени. Связано это с несколькими обстоятельствами и прежде всего с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику. Здесь есть очевидные плюсы, и их, конечно, большинство, но есть и проблемы, которые заключаются в том, что общий рост цен на ресурсы, на нефть, на газ, на нефтепродукты, общий рост цен в мире, конечно, отражается и на нас. Но есть и специфические для России вопросы, которые правительство, конечно, должно рассмотреть и будет рассматривать в ближайшее время.

Прежде всего, вы знаете, есть договоренность с ведущими компаниями, а их у нас не так уж и много, и здесь тоже есть проблема, потому что, по сути, они монополизируют рынки. Восемь компаний основных, самых крупных, они разобрали между собой регионы Российской Федерации и там, собственно говоря, устанавливают монопольные цены. Но есть и вопросы, которые должно решать правительство на своем уровне.

В чем заключаются эти вопросы, какие они? Это прежде всего вопросы налогообложения. Хочу вам сообщить, что из всей выручки, которую получают нефтяные компании, вообще компании ТЭКа - им из всего объема денежных средств, которые в этой области функционируют, достается всего 20 процентов. Все остальное уходит в налоги и другие платежи государству. И в целом, конечно, эта ситуация достаточно сложная для потребителей. Почему? Потому что ряд этих платежей и налогов (есть такой налог на полезные ископаемые, на добычу полезных ископаемых - НДПИ сокращенно), и импортная пошлина - они напрямую влияют на внутренние цены в стране. И поэтому правительство сейчас рассматривает возможность поменять эту систему, с тем чтобы вот эти изъятия в доход государства были сбалансированными, чтобы обеспечить и доходы бюджета, но в то же время чтобы такая система не давила и не поднимала внутренние цены на бензин и на другое топливо, в том числе на дизельное топливо, которое очень важно для армии, для сельского хозяйства. В ближайшее время такие решения должны быть правительством подготовлены.

О военных кафедрах

Вот вы сейчас сказали о сокращении количества военных кафедр в вузах. Их сейчас у нас 229 или что-то в этом роде, я могу ошибиться буквально на единицы. Столько не было даже в советское время, когда Вооруженные Силы были под 5 миллионов человек. Сейчас Вооруженные Силы насчитывают у нас миллион с небольшим, 1 миллион 300 тысяч, а количество военных кафедр резко увеличилось. Министерство обороны считает, что военных специалистов, которых готовят на этих кафедрах, им просто столько не нужно. Но Министерство обороны подготовило - я вот не знаю, они опубликовали этот список или нет, но если нет, то сделают это в ближайшее время: количество военных кафедр будет достаточно большим, причем вузы, в которых сохранятся военные кафедры, распределены равномерно по всей территории Российской Федерации. И молодые люди, которые хотели бы получить наряду с гражданским образованием и военное образование на военных кафедрах, смогут поступать в такие вузы, повторяю, распределенные равномерно по всей территории Российской Федерации.

Что дополнительно планируется? Планируется, что, во-первых, все те, кто уже поступил в высшие учебные заведения, где есть военная кафедра, смогут спокойно закончить эти вузы. И они, поскольку они закончили вуз с военной кафедрой, не будут призываться на службу в Вооруженные Силы. Речь идет только о тех абитуриентах, которые поступят со следующего года, но они уже будут знать, где в вузе есть военная кафедра, а где нет. Это будет сознательный выбор каждого человека.

Ну и наконец, предполагается, что с 1 января 2008 года служба в армии будет всего 12 месяцев. И это все-таки меняет дело, согласитесь. При этом полгода военнослужащий, который пришел в армию по призыву, будет находиться в так называемой учебке. А вторые полгода - он для себя должен будет принять решение: либо он идет на службу в линейные войска на оставшиеся шесть месяцев, либо после шести месяцев «учебки» подписывает контракт и как минимум три года служит на контрактной основе. Кстати говоря, для молодых людей, которые пройдут службу по контракту, для них должны быть созданы условия для того, чтобы они могли на льготных условиях поступить в высшие учебные заведения. Для них должны быть организованы курсы по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. И плюс к этому на этих курсах, при обучении на этих курсах они будут получать свою заработную плату как контрактники еще один год.

О нападениях скинхедов

Этот вопрос беспокоит и меня, конечно. Да и не только меня - без преувеличения, всю российскую общественность. К сожалению, Россия - часть современного мира, и мы наблюдаем рост проявлений подобного рода практически во всех странах мира. Это общая болезнь. И противопоставить этой болезни можно только одно лекарство - это неприятие обществом проявлений подобного рода. Мы будем усиливать и деятельность правоохранительных органов, будем делать все для того, чтобы «скинхеды», для того, чтобы фашиствующие элементы исчезли с политической карты нашей страны. Будем все для этого делать. Но за те эксцессы, которые имеют место и которые произошли, - я о них знаю - могу только принести извинения.

О похищениях людей в Чечне

Мы понимаем с вами, с чем это связано. Связано с невозможностью обеспечить в полном объеме и решить вопросы безопасности. И, надеюсь, Вы со мной согласитесь, подчас невозможно определить даже, кто же, собственно говоря, стоит вот за этими преступлениями: или это переодетые бандиты, или это злоупотребление правоохранительных официальных органов. В любом случае мы будем продолжать работу и по поиску пропавших людей, и по выявлению тех, кто виновен в этих преступлениях.

Вы знаете, что уже возбуждены десятки уголовных дел и в отношении чиновников и военнослужащих федеральных сил с подключением местных правоохранительных органов. Но главное решение проблемы - это политическое урегулирование в Чечне с привлечением наибольшего количества людей к процессу этого урегулирования.

Вы знаете, что созданы органы правоохранения в самой республике, которые практически целиком укомплектованы местными жителями, самими чеченцами. Это первое.

И второе. Я придаю все-таки очень важное значение выборам в парламент Чечни, которые должны состояться в ноябре текущего года. Мне кажется, что там должны появиться люди с самыми разными политическими убеждениями, с тем чтобы все спорные вопросы решались открыто, цивилизованно, в политическом процессе, а не с помощью силы. Вот в этом смысле очень надеюсь и на поддержку, не только Вашу поддержку, но и на поддержку всех жителей республики.

Об ипотеке

Она не стала массовой до сих пор по нескольким обстоятельствам.

Первое обстоятельство и самое главное - низкие доходы населения.

Второе обстоятельство - состояние экономики и высокая инфляция. В условиях высокой инфляции банки не могут предоставлять низкие кредиты.

Третье - отсутствие необходимой правой базы для развития этого рода деятельности.

Вот все эти и плюс некоторые другие вопросы подлежат разрешению. И с учетом возросших возможностей, экономических возможностей государства одним из приоритетных направлений будет, конечно, и решение вопросов доступного жилья. И, конечно, Вы правильно обратили внимание на ипотечную систему. Она наиболее перспективная. Хотя и социальное жилье не нужно забывать государству, оно будет строиться. Кстати сказать, на жилищное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны в разы увеличивается государственное финансирование со следующего года - в разы, хочу это подчеркнуть. У нас там было, по-моему, всего 200 миллионов (рублей) по этому году, на следующий год будет три миллиарда рублей через бюджет Российской Федерации. Хочу обратить на это внимание, кстати, ветеранских организаций.

Вернусь к ипотеке. Что касается ипотеки, то здесь предполагается решить сразу несколько вопросов. Первый вопрос - мы добавим денег в уставной капитал Агентства по ипотечному кредитованию и впервые выделим около 15 миллионов рублей - 14,8, по-моему - на государственные гарантии этих кредитов. К чему, по мнению экспертов Правительства, это должно привести? Это должно привести к удлинению сроков ипотечного кредитования: не 7-8 лет, как теперь, а 20-25-30 лет. Первое. И второе - это должно привести к удешевлению ипотечных кредитов, существенным образом к удешевлению. Если в этом году мы оформляем всего 40 тысяч ипотечных кредитов, предполагается, что к 2008-2010 году - скорее всего, к 2010-му - число выданных ипотечных кредитов должно составить не менее одного миллиона в год.

В рамках программы для села и для молодых семей предполагается субсидирование ставок ипотечных кредитов и выдача государственных средств для того, чтобы человек мог либо, получив эти деньги, добавить свои и сразу купить квартиру, либо использовать эти полученные государственные средства в виде субсидий для того, чтобы внести это в качестве первоначального взноса за ипотечный кредит. Мы планируем сделать это по регионам Российской Федерации в различном масштабе. Где-то по каким-то районам это будет 50 на 50, то есть до 50 процентов человек сможет получить в виде субсидий от государства, а 50 процентов он должен будет получить в виде кредита либо вложить свои деньги. А в каких-то местах - а это прежде всего речь идет о селе либо о депрессивных регионах - там предполагается 100-процентное субсидирование с правом получения человеком этого жилья на праве найма с последующей возможностью выкупа этого жилья. Это касается, повторяю, депрессивных регионов и села, молодых семей и специалистов на селе. Вот примерно такая программа.

О третьем сроке

Я свою задачу в этом смысле вижу не в том, чтобы вечно сидеть в Кремле и чтобы, знаете, на экранах телевизоров и по первой, и по второй, и по третьей программам все время показывали одну и ту же физиономию, а в конце директор ФСБ говорил: «Крутите на первые три канала», - я свою задачу вижу в том, чтобы создать условия для развития страны на длительную перспективу, с тем чтобы к руководству страной пришли молодые, грамотные, эффективные управленцы. Поэтому никаких резких изменений в законодательство, прежде всего в Конституцию Российской Федерации, считаю вносить нецелесообразным.

Ну а что касается меня лично, то, как военные люди говорят, я свое место в строю найду.

О пограничных проблемах с Украиной

Я понимаю вашу боль и озабоченность и полностью ее разделяю. Полностью ее разделяю! Это абсолютно недопустимо, когда два этнически в культурном отношении, исторически близких народа, в прямом смысле самые близкие родственники, в прямом, в кровном смысле этого слова, и в духовном, оказались разделенными. И эта трещина, она как бы все время расширяется в виде той неразберихи, о которой вы сейчас упомянули.

Вместе с тем хочу заверить вас, что и руководство России, и, что очень важно, руководство Украины, это я могу подтвердить, в ходе неоднократных личных встреч с Президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко мы договаривались о том, что будем вместе работать над упрощением порядка пересечения российско-украинской границы. Более того, позиция Президента Украины является достаточно последовательной и жесткой. Мне даже стыдно об этом сказать, но он сам передо мной ставил эти вопросы, которые на бюрократическом уровне с двух сторон до сих пор должным образом не решаются. Это касается и автостраховки. Обязательно, обещаю вам, обязательно вернемся к этому вопросу и будем, конечно, стремиться к тому, чтобы максимально упростить передвижение граждан и вообще в целом между Россией и Украиной, и другими нашими бывшими республиками Советского Союза, там, где это возможно, и там, где мы встречаем ответную реакцию. Но и, конечно, прежде всего это должно касаться тех, кто проживает в приграничных районах. Как Вы знаете, мы приняли решение о том, что граждане Украины, находящиеся и въезжающие на территорию Российской Федерации, могут находиться здесь у нас без регистрации до 30 суток. Это сделано в ответ на соответствующие шаги украинской стороны. Мы и дальше будем искать совместное решение этих проблем. Это точно могу вам обещать.

О состоянии медицины

Один из самых наболевших вопросов в социальной сфере за последние годы. Здесь ни убавить, ни добавить ничего нельзя из того, что Вы сказали. Это правильная оценка состояния, особенно первичного звена здравоохранения. Именно поэтому мною предложено Правительству избрать это первичное звено здравоохранения в качестве одного из основных приоритетов в этой сфере.

Вы знаете, я уже говорил, прежде всего речь идет о профилактике заболеваний, которую нельзя - эту проблему - решить без поднятия материального уровня, без заработной платы в этой сфере и без дооборудования больниц первичного звена. Речь идет о десяти тысячах учреждений. До сих пор мы не могли этого сделать, потому что в свое время отдали это все в муниципалитеты, у которых не было денег. А с федерального уровня и с уровня регионов практически деньги не поступали вот в этот сектор здравоохранения.

Повторю еще раз. Средний медицинский персонал - плюс 5 тысяч рублей к заработной плате, врачи - плюс 10 тысяч рублей к заработной плате. Переоборудование всех клиник - 10-11 тысяч - новым современным оборудованием. Продолжение увеличения количества бесплатных операций в высокотехнологичных центрах Российской Федерации. Сегодня мы делаем 60 тысяч таких операций, в следующем году в два раза должно быть увеличено это количество, до 120 тысяч, и в 2007 году еще на 60 тысяч, 180 тысяч должно быть пролечено там больных.

Но для того, чтобы не увеличить количество поступающих в эти клиники больных, а наоборот их попробовать сократить, будем поддерживать приоритетно первичное звено, делая в том числе упор на вакцинацию. Вот в следующем году национальный календарь вакцинации должен быть полностью, на 100 процентов, профинансирован. Значительные средства будут выделяться и на лечение инфекционных заболеваний, в том числе и СПИДа.

Кроме этого, предполагается, что в ряде субъектов Российской Федерации будут построены новые, высокотехнологичные центры по оказанию медицинской помощи. На первом этапе, в первые два года, 2006-м, 2007-м годах - это примерно шесть регионов и в 2007-м, 2008-м - это еще примерно девять регионов Российской Федерации.

Конечно, мы не должны забывать о врачах, которые работают в клиниках, где оказывается более квалифицированная медицинская помощь. Это в вопросах есть, и озабоченность такая звучит. Но если предположить, то есть не предположить, а исходить из того, что у нас неукомплектованность катастрофическая первичного звена, укомплектованность только 50 с небольшим процентов, то ясно, что сегодня это должно быть для нас абсолютным приоритетом.

О возрасте выхода на пенсию

Да, действительно, это вопрос все чаще и чаще появляется в средствах массовой информации, обсуждается в экспертной среде. И интерес к этой проблеме связан, конечно, с демографией, с тем, что количество людей работающих, количество пенсионеров у нас меняется в пользу увеличения количества пенсионеров. Это может создать определенные проблемы для Пенсионного фонда, для других структур, которые заняты в этой сфере.

Есть еще один аргумент, то есть не аргумент, а еще одна составляющая всей этой дискуссии. Говорится о том, что уровень продолжительности жизни в России гораздо ниже, чем, скажем, в Европе, где принято решение об увеличении возраста при выходе на пенсию. Вот в связи с этим что я сам лично по этому вопросу думаю.

Во-первых, у нас уровень продолжительности жизни действительно ниже, но он ниже не за счет тех людей, которые добрались до пенсии. Вот так называемый "срок дожития" - некрасиво звучит это слово, но он в экспертном сообществе считается нормальным, этот термин, - у нас примерно такой же, как в развитых странах, скажем, в европейских, в Америке. Чуть пониже, конечно, но примерно такой же. Но общий уровень жизни, срок жизни у нас гораздо ниже за счет того, что у нас очень много людей погибает в трудоспособном возрасте, в молодом возрасте, в среднем возрасте. А здесь - и пьянка, наркотики, гибель на производстве, в дорожно-транспортных происшествиях, должным образом не организованная система здравоохранения, о чем мы сегодня уже говорили. Вот все это вместе создает вот такие проблемы.

Вместе с тем и хочу обратить ваше внимание на это обстоятельство, я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет. И вообще считаю, что у нас нет необходимости повышать срок выхода на пенсию. Нужно стимулировать людей, которые считают, что после достижения трудового возраста выхода на пенсию они могут продолжить трудовую деятельность по состоянию здоровья. Вот стимулировать, создавать экономические условия заинтересованности продолжения трудовой деятельности можно, но не ущемляя их пенсионных прав.

Об оппозиции

Хочу напомнить, что Коммунистическая партия Советского Союза зафиксировала свое монопольное положение на власть в Конституции СССР, где она была названа руководящей и как-то там еще, какой-то направляющей силой политической. Но, собственно говоря, других политических сил и не было. По сути дела, в Советском Союзе была только одна легальная оппозиция - Русская православная церковь. Другой никакой оппозиции легальной в СССР не было.

Что касается "Единой России", то да, это доминирующая политическая сила сегодня в стране и в Государственной Думе, но это нормальное явление для всех демократических стран. У власти оказываются те, кто выигрывает на выборах, те, кто набрали наибольшее количество голосов. Трудно согласиться с тем, что у них нет оппонентов. Да, они могут проводить свои решения большинством голосов, но оппонентов у них достаточно. Это и ЛДПР во главе с Владимиром Вольфовичем Жириновским, это и "Родина", которая, хоть и раскололась, но активно критикует действующую власть вообще и "Единую Россию", в частности. Это, наконец, и КПРФ, которая является системной оппозицией на протяжении всех этих лет. Поэтому опасности возврата к монополии на власть не существует.



С 1 января 2006 года на 15 процентов - так же, как и всем военнослужащим. И затем предусмотрено в последующее время увеличение пенсий, как и положено по закону, совместно с увеличением денежного содержания военнослужащего.



Вопрос очень острый и поднимается многократно уже и губернаторами, руководителями регионов Российской Федерации. Мною сформулировано, дано поручение Правительству России. Знаю, что этому внимание уделяют и депутаты Госдумы Российской Федерации. В ближайшее время будут подготовлены соответствующие решения, которые, надеюсь, нормализуют ситуацию в этой сфере. Согласен с Вами, на данный момент она складывается недопустимо с точки зрения охраны интересов граждан.