|
|
N°179, 28 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суд да дело
Бизнесмены пообещали российской Фемиде кредит доверия
Российские предприниматели, выражавшие недоверие отечественной системе правосудия, теперь готовы всячески содействовать продвижению судебной реформы. К такому выводу пришли вчера представители общественной организации предпринимателей «Деловая Россия» на встрече с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым. И, хотя разговор начался с оглашения «страшных» цифр соцопросов, по которым российские бизнесмены в подавляющим большинстве не считают суды эффективным механизмом защиты своих интересов, на поверку оказалось, что корень проблемы в недостаточной просвещенности деловых людей в этой области. Чтобы этого избежать, было решено «активно взаимодействовать».
Общественная организация предпринимателей «Деловая Россия» недавно провела среди своих членов опрос на тему доверия судам. Результаты получились ошеломляющими. Почти 60% отметили, что снижению авторитета судов способствуют сами служители Фемиды. 64% респондентов готовы доверять неподтвержденным заявлениям о коррумпированности судов, а около половины не считают судебную систему эффективным механизмом защиты. И, поскольку «Деловая Россия» позиционирует себя как «интеллектуальный центр российского бизнеса», предприниматели написали письмо в ВС, в котором предложили собраться и обсудить проблему взаимоотношений между бизнесом и судебной властью. Верховный суд согласился, и вчера историческое свидание, построенное не в форме допроса, состоялось.
Первым в диалог вступил председатель «Деловой России» Борис Титов. Он сказал, что российские предприниматели «не особенно рады» тому, как работают суды, а «гражданское общество не будет эффективно функционировать без эффективной судебной системы». В ответ председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев отметил, что в данном случае обе стороны весьма заинтересованы, чтобы была «полная информация о деятельности судов общей юрисдикции». А потом г-н Лебедев стал подробно рассказывать собравшимся о том, что собой представляют суды общей юрисдикции, чего уже удалось достичь в ходе судебной реформы и какие вопросы еще предстоит решить.
Одной из основных проблем г-н Лебедев назвал чрезмерную загруженность судей. Так, с момента принятия Конституции, повысившей роль судебной власти, объем работы судов увеличился в четыре-пять раз. Теперь судам приходится ежегодно рассматривать свыше миллиона уголовных дел, более 6 млн гражданских и более 3 млн дел об административных правонарушениях. Особенно тяжко, по словам председателя ВС, приходится мировым судьям. Если федеральных судей у нас в стране 23 580 человек, то мировых судей -- всего 6,5 тыс. То есть на одного мирового судью приходится от 15 до 30 тыс. населения. В целом же, по судебной статистике, только 2% гражданских и около 2% уголовных дел проводятся с нарушениями.
Проблема правосудия, по словам г-на Лебедева, заключается и в недоработанной законодательной базе. «Госдума приняла целый пакет новых законов -- УК, УПК, Гражданско-процессуальный, Арбитражно-процессуальный и Трудовой кодексы. И до сих пор в судебной практике применение каждого из этих законов вызывает трудности», -- сказал глава судейского сообщества и добавил, что ВС постоянно приходится проводить тематические пленумы, обобщать практику, дабы избежать нарушения прав граждан при применении тех или иных законов. Но, как сообщил г-н Лебедев, с помощью одних пленумов всех проблем не решить. ВС, хотя и обладает правом законодательной инициативы, навязать свои законопроекты парламенту не может. «Закон «О судоустройстве», стыдно сказать, действует с 1981 года. Он полностью противоречит Конституции, хотя мы его и латаем, как можем, -- жаловался г-н Лебедев. -- А закон «О судах общей юрисдикции» лежит в Госдуме с 1998 года. Переданный на рассмотрение депутатов закон «Об административных судах» приняли в первом чтении и бросили. Между тем административная юстиция остро необходима, ведь в ее рамках будут наиболее объективно рассматриваться жалобы на действия чиновников, вопросы нарушения избирательных прав. Смириться с тем, что этого закона нет, мы не можем. Поэтому я принял решение, чтобы уже сейчас создать обособленные административные судебные составы».
Продвигать принятие жизненно необходимых Фемиде законов, по мнению Вячеслава Лебедева, чрезвычайно трудно. «Наши оппоненты не могут нам аргументированно возразить ни по одному из пунктов законопроектов, но, видимо, у них есть какие-то силы, чтобы сдерживать их принятие», -- посетовал председатель ВС. Позднее на вопрос «Времени новостей», кто эти «оппоненты», г-н Лебедев ответил уклончиво: «Они есть во всех властных структурах и в различных аппаратах».
Представители «Деловой России» включились в дискуссию. И первым делом стали жаловаться, что часто судьи общих судов принимают к рассмотрению жалобы, подведомственные арбитражным судам, -- например, по искам миноритарных акционеров -- и тем самым способствуют незаконным захватам предприятий. На что председатель ВС уверенно заявил, что таким людям «не место в суде». «Их надо отстранять от должности и передавать их дела в Генпрокуратуру. В настоящее время от должности отрешено порядка 60 судей. И это моя личная боль и беда», -- признался Вячеслав Лебедев.
Депутат Госдумы Маргарита Баржанова пожаловалась, что суды больше не отвечают на депутатские запросы, в то время как в руках народных избранников сосредотачивается много информации о судебных нарушениях и попрании прав граждан. «Вы только не обижайтесь на меня, господа депутаты, -- с грустной улыбкой ответил председатель ВС, -- но ведь вы сами приняли такие законы, по которым за информацией по тому или иному делу может обращаться только сторона, непосредственно в нем участвующая».
Озабоченные масштабом стоящих перед судами задач, бизнесмены тут же предложили создать при ВС специальный совет по защите прав предпринимателей. Предлагали и помощь юристов в написании законопроектов. Но по тому, какие вопросы они порой задавали г-ну Лебедеву («нельзя ли принять такой закон, чтобы запретить приставам исполнять заведомо незаконное решение судьи»), чувствовалось, что проблема непонимания между судами и бизнесменами кроется и в недостаточной правовой грамотности последних. Кстати, по поводу судебных приставов, на работу которых постоянно жалуются предприниматели, дельное замечание высказал Михаил Барщевский -- полномочный представитель правительства РФ в ВС, Конституционном суде и Высшем арбитражном суде. Плохое исполнение судебных решений, вопросы, связанные с охраной судов, часто возникают потому, что приставы находятся в подчинении Минюста и все попытки законодательно перевести их под начало самой судебной системы потерпели крах. «А если это противоречит конституционному принципу разделения властей? Почему бы вам не обратиться с этим вопросом в Конституционный суд?» -- посоветовал г-н Барщевский.
Встречей все остались довольны. «В проблеме недоверия судам в большей мере преобладает эмоциональная сторона, -- высказал свое мнение «Времени новостей» Вячеслав Лебедев. -- Я видел одно исследование, в котором на вопрос, доверяете ли вы суду, люди отвечали отрицательно. А объясняли это тем, что, мол, в СМИ пишут, что суды плохие и мы в это верим. Так уж заложено в человеческой природе. Но к суду нужно относиться объективно. Суд -- это публичная власть, и одно неправильное решение может затмить собой миллион правильных. И цель сегодняшней встречи -- убрать все негативные стереотипы».
Екатерина БУТОРИНА