|
|
N°154, 27 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вторжение в Абхазию отменяется
Но Тбилиси не будет «бесконечно терпеть раздробленность»
Вчера поток тревожной информации о ситуации на административной границе Грузии и Абхазии начал мелеть. Как заявил премьер-министр Абхазии Анри Джергения, грузинские формирования отведены от линии противостояния на 30 км в глубь территории Грузии, ситуация стабилизируется. Министр по особым делам Грузии Малхаз Какабадзе, спешно командированный в Сухуми еще в пятницу, в воскресенье подтвердил, что перемещение вооруженных лиц в Западной Грузии действительно наблюдалось и возможность того, что будет спровоцирован новый конфликт, была.
В субботу после недели, проведенной на курорте Ликани, в Тбилиси вернулся Эдуард Шеварднадзе. Пресс-секретарь президента Грузии Каха Имнадзе сказал газете «Время новостей», что это не связано с Абхазией -- глава государства планировал отдохнуть только несколько дней. С другой стороны, сразу после возвращения Эдуард Шеварднадзе уже заслушивал доклады силовиков по ситуации в зоне конфликта. А грузинская радиостанция «Аудиенция» сообщила, что он намеревался пробыть в Ликани как минимум две недели.
По словам Малхаза Какабадзе, чем дольше будет откладываться мирное урегулирование и возвращение беженцев, тем больше будет сторонников силового решения. Министр внутренних дел Каха Таргамадзе еще откровеннее: Грузия должна быть готова к такому развитию событий, так как страна не может бесконечно терпеть территориальную раздробленность.
В Абхазии продолжается мобилизация резервистов, сообщил вашему корреспонденту министр обороны республики Владимир Микамба. Отвечая на вопрос, действительно ли во вторжении, об опасности которого первыми заявили российские миротворцы, могли участвовать чеченские боевики Руслана Гелаева, министр обороны Абхазии не исключил такого варианта, но «в основном речь может идти о мегрелах из Западной Грузии, в том числе об отряде партизан Дату Шенгелии».
Возникает вопрос, возможен ли альянс грузинских партизан с чеченцами, которые в 1992--1993 годах сражались на стороне абхазов, но сейчас в долгу перед грузинами за панкисское гостеприимство. Вице-спикер парламента Вахтанг Рчеулишвили не исключает, что у правительства Грузии есть планы возвращения Абхазии при поддержке чеченских боевиков. Малхаз Какабадзе говорит, что речь может идти только о беженцах, разочарованных мирным процессом и самостоятельно ищущих путь домой, и «таких людей немало». Он подчеркнул, что не располагает данными о поддержке изгнанников чеченцами. Вице-премьер Ичкерии Ахмед Закаев передал в грузинские СМИ заявление о том, что Руслан Гелаев и иже с ним выполняют боевые задачи в Чечне по ее освобождению от «российских захватчиков». Сообщения о попытке прорыва Гелаева в Абхазию и далее в Россию -- провокация, направленная на дестабилизацию ситуации, утверждает Закаев. Командиры грузинских партизанских отрядов «Белый легион» и «Лесные братья» Зураб Самушия и Давид Шенгелия опровергли информацию о том, что они вместе с чеченскими боевиками готовят прорыв в Абхазию. Ни при каких обстоятельствах партизаны никогда не будут иметь ничего общего с чеченцами после их зверств, устроенных против грузин во время войны в Абхазии, заявили они.
Есть и еще одна примечательная версия, которой придерживаются в Тбилиси. Замминистра обороны Грузии Гела Бежуашвили сказал газете «Время новостей», что он вполне допускает, что за всем скрывается желание определенных сил сохранить российскую военную базу в Гудауте. Совсем уж экзотическую версию высказал находящийся в Москве экс-министр обороны Грузии Тенгиз Китовани, в свое время первым заявивший, что в Панкисском ущелье скрываются чеченские боевики. Он уверен, что перенос в Абхазию российско-чеченского конфликта выгоден НАТО -- Альянс тогда поставит вопрос замены российских миротворцев украинцами и турками. Китовани не исключает союза грузинских партизан и чеченских боевиков вблизи абхазской границы и называет это «шеварднадзевской авантюрой».
Вне зависимости от того, что на самом деле было в последние дни вблизи абхазской границы -- чья-то сознательная провокация или случайное стечение обстоятельств, -- опыт доказывает: подобные инциденты крайне опасны. Ситуация в районе противостояния такова, что от малейшей искры может вспыхнуть страшный пожар.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси