Время новостей
     N°154, 27 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2001
Искусство казаться
«Союз правых сил» провел благотворительный аукцион
Благотворительность -- дело царское. Действительно, кем надо быть, чтобы выложить десятки тысяч долларов на нужды школьников, пенсионеров, инвалидов и прочих сирот? Пусть даже не сняв их с собственного банковского счета, а продав разлюбленные в прошлом сезоне наряды или дядину коллекцию творений известного художника прошлого века. Королевской особой, как опекавшая Красный Крест принцесса Диана. Поп-звездой, как самовлюбленные фетишисты Элтон Джон и Мадонна. Или политической партией, как СПС, вписавшийся ныне в этот престижный ряд.

Благотворительный аукцион -- рекламный ролик с двойным эффектом. Устроитель делает себе имя как на предметах, которые идут «с молотка», так и на тех, кому предназначаются добытые средства. Рецепт паблисити простой. Нравится слыть модным -- продавай сценические костюмы в поддержку зараженных СПИДом (как делают западные поп-звезды), для создания репутации самого гуманного -- мастери игрушки и адресуй средства от их продажи детям (в прошлом году ОРТ, «Русский проект» и Минздрав России провели аукцион «Кукла от звезды») и т.п.

СПС всегда метил в «культурно продвинутые». Но фестивали независимой культуры «Неофициальная Москва» и «Неофициальная столица» (в Петербурге) желаемого результата не принесли. Скорее создали партии имидж маргинала -- под стать представляемым на фестивалях деятелям культуры. Вот и пришлось взяться за разработку более доступной аукционно-благотворительной программы.

Аукционы стоят в ряду статусных развлечений (наравне с рулеткой) и дают больший резонанс, чем любая «чисто художественная» акция. Ибо числятся разом по ведомствам культурной, политической, общественной и светской жизни. Обычное место аукциона -- статусный музей или театр. Но есть и специально подогнанная под этот жанр арт-галерея «Дача».

«Дача» -- в Жуковке, на пути к загородным особнякам знатных московских мажоров, которые часто заезжают сюда просто так -- поужинать, потусоваться, интервью дать. На «Даче» в апреле 2000 года культурный фонд СПС расставался с разножанровыми вещами, от фарфора Фаберже до ваучера Чубайса, чтобы поддержать иркутских инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Ваучер был куплен директором «ВЭО Инвест» Вадимом Беляевым за восемь с половиной тысяч долларов.

Нынешний аукцион прошел на той же «Даче». Тоже в поддержку инвалидов, но теперь московских и питерских. Акция стала стартом проекта «Две столицы -- два города, открытые для всех». В качестве главной фишки была заявлена подборка «История России в фотографиях». Всего выручили 21,5 тыс. долларов. Гвоздем программы стал Мстислав Ростропович, ничего не купивший и покинувший «Дачу» до начала действа. Ирины Хакамады с Борисом Немцовым так и не дождались.

Культуру, к которой апеллирует теперь СПС, «неофициальной» не назовешь. Фотографические раритеты, портрет Беллы Ахмадулиной работы Бориса Мессерера, гость Ростропович -- апофеоз официоза. Поиграли с молодыми неформалами и хватит.

Илга КУЗНЕЦОВА