|
|
N°179, 28 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не «Мерседесом» единым
Немецкие экономисты и маркетологи призывают инвестировать в российский автопром
В течение десяти ближайших лет российский автомобильный рынок станет в мире одним из самых динамичных в плане роста. К такому выводу пришли немецкие исследователи-маркетологи в своем исследовании «Будущее автомобильной промышленности в России», которое подготовили совместно мюнхенская компания Roland Berger Strategy Consultants, Восточный комитет германской экономики и Союз автомобильной индустрии Германии. Согласно приведенным данным, количество новых автомобилей в России до 2014 года будет ежегодно возрастать на 6%. При этом импорт новых автомобилей в Россию увеличится до 700 тыс. с 300 тыс. в 2004 году, а собранных в России иномарок -- до 800 тыс. со 100 тыс. за тот же период. Эти тенденции уже сейчас являются причиной того, что 43% иностранных поставщиков комплектующих деталей и узлов для автомобилей планируют расширить свое присутствие в России.
Детальное исследование реальных перспектив автоиндустрии в России адресовано в первую очередь уже действующим, а также потенциальным зарубежным инвесторам. В первом квартале 2005 года были проведены опросы среди 55 зарубежных и российских автопроизводителей и поставщиков, а также среди ответственных за принятие решений российских политиков. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из руководителей группы специалистов из Roland Berger Strategy Consultants Юрген Реерс особо подчеркнул, что автомобильная индустрия может играть центральную роль в дальнейшем развитии народного хозяйства России. Ведь речь в данном случае идет о высококомплексной индустрии с производством продукции в различных секторах экономики -- от производства сырья, переработки, сборки компонентов и т.п. до конечной сборки. Кроме того, говорит он, и для обеспечения жизненного цикла автомобиля необходимы сервис, ремонт, оказание финансовых услуг по кредитованию покупки автомобиля и т.д. «Поэтому автопромышленность оказывает внушительный синергетический эффект на все народное хозяйство, -- сказал Юрген Реерс. -- В этом не в последнюю очередь причина того, что, например, в Германии каждое седьмое рабочее место зависит от автомобильной индустрии».
Сегодня все большее число россиян пересаживается на автомобили иностранного производства, хотя российский автопром обеспечивает около 70% спроса. Если верить прогнозам немецких исследователей, к 2014 году примерно 60% приобретений новых автомашин россиянами будет приходиться на иномарки, причем 700 тыс. будут импортированы, а 800 тыс. будут собираться в России.
А вот число российских марок упадет с 900 тыс. в 2004 году до 800 тыс. в 2014 году, пишут эксперты. «Российская автомобильная промышленность находится на пороге всесторонних преобразований, -- дипломатично замечает г-н Реерс. -- Рыночные структуры, процессы и не в последнюю очередь сами автомобили будут приведены в соответствие с западными стандартами. Немецкие и международные производители окажутся здесь в особой выгоде, так как российские потребители с ростом своих доходов предъявляют повышенные требования к комфорту и безопасности автомобилей. Кто в России хочет рассчитывать на успех, должен уже сегодня разрабатывать пользующиеся спросом на рынке типы автомобилей по привлекательным ценам».
Однако и для российских производителей и поставщиков-смежников подобная трансформация автомобильной отрасли открывает новые шансы. Правда, им необходимо серьезно позаботиться о модернизации производства и продукции. Здесь особо важную роль смогут сыграть совместные предприятия: 72% опрошенных фирм уверены, что долевое участие западных инвесторов необходимо, чтобы в сжатые сроки подтянуть автопроизводство до международных стандартов. Объем иностранных инвестиций в российскую автомобильную промышленность по международным меркам все еще остается на низком уровне. «Российские производители на исследования и развитие расходуют менее 1% от оборота автопрома, в то время как международные автопроизводители инвестируют по этому показателю 5% и более», -- констатирует руководитель московского бюро Roland Berger Strategy Consultants Уве Кумм. Если модернизация будет проведена в сжатые сроки, то, согласно выводам исследования, Россия не только превратится в сильный рынок сбыта автомобилей, но и зарекомендует себя в качестве привлекательной производственной площадки по их изготовлению.
В исследовании присутствует и обращение к российским политикам -- ведь согласно полученным данным, современная и соответствующая международным стандартам автомобильная промышленность России смогла бы создать в стране 66 млн рабочих мест. «Российская экономическая политика является в данном случае должником, -- считает председатель Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд. -- Она в состоянии существенно повысить конкурентоспособность российской автомобильной индустрии благодаря своим быстрым действиям. Тем самым будет укреплена вся экономика страны».
Юрий ШПАКОВ, Берлин