|
|
N°154, 27 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба против Аксененко
Заместитель Германа Грефа присмотрит за реформой МПС
Реформа Министерства путей сообщения, к которой намерено приступить правительство, началась с образования комиссии. Ей поручено осуществлять все мероприятия по реструктуризации железнодорожной отрасли. Постановлением от 3 августа премьер-министр Михаил Касьянов назначил ответственным за реформу вице-премьера Илью Клебанова, а также утвердил ее состав. Вразрез с бюрократической традицией основные баталии в данном случае разворачивались вовсе не вокруг персоны, которая возглавит реформу. По данным Министерства экономического развития, кандидатура г-на Клебанова была выдвинута лично премьером, а потому не подлежала обсуждению. Основная интрига закрутилась вокруг скромной на первый взгляд должности ответственного секретаря комиссии.
Реформа МПС затрагивает интересы всех представителей крупного бизнеса. А потому, помимо руководства МПС, составом будущей комиссии живо интересуются крупнейшие потребители услуг МПС, в первую очередь -- РАО «ЕЭС России» и металлургические холдинги. Все они активно участвовали в составлении списка членов комиссии и разработке полномочий будущей структуры.
При этом сама идея, что комиссия, контролирующая ход реформы, будет собираться как бог на душу положит, а значит, чиновники, не заинтересованные в продвижении реформы, получат возможность тормозить ее, многих не устраивала. Именно поэтому появилось предложение сделать комиссию постоянно действующим органом с собственным штатом сотрудников. Такие структуры не редкость на Западе, но в российском правительстве инициатива поддержки не получила. Другое предложение -- создать «временное министерство по реформированию всех естественных монополий» -- исходило от главы «Русского алюминия» Олега Дерипаски. Оно также не нашло достаточного количества сторонников в Кремле и Белом доме.
Обе инициативы, по существу, били в одну точку. Любой постоянно действующий орган, как бы он ни назывался, обладал бы полномочиями самостоятельно готовить документы к заседанию комиссии. Таким образом, «потребители» получали возможность контролировать ход обсуждения реформ и вносить в него коррективы. Министерство было в этом смысле предпочтительнее, поскольку позволяло контролировать ход реструктуризации сразу нескольких монополий.
МПС удалось настоять на том, что комиссия не будет иметь своего аппарата и будет собираться по мере необходимости. Единственное ограничение, которое прописано в положении: заседания должны происходить «не реже одного раза в квартал». При такой схеме главным действующим лицом становится ответственный секретарь комиссии, который отвечает за подготовку всех документов к ее заседаниям.
Для этого ответсек должен обладать «первичной» информацией. При нынешней закрытости МПС такого рода данные практически никогда не выходят за пределы самого ведомства. Зачастую их нет даже в правительстве. Источники в МЭРТ не раз в беседах с корреспондентом газеты «Время новостей» сетовали и на отсутствие сведений об МПС, и на сложности с их получением.
Именно по этой причине кандидатура, предложенная министром МПС Николаем Аксененко (его заместитель Александр Целько), не устраивала никого, кроме руководства самого МПС. Альтернативой ему мог стать только представитель ведомства Германа Грефа. Такой вариант также не слишком нравился представителям бизнеса, у которых с руководством МЭРТ свои счеты.
Возможно, перечень участников комиссии дорабатывался бы и поныне, если бы не один факт: г-н Целько уже является ответственным секретарем комиссии по тарифному регулированию, которую возглавляет другой вице-премьер -- Виктор Христенко. При этом тарифная комиссия устанавливает тарифы (так же, как до нее это делало Министерство по антимонопольной политике), пользуясь данными самого МПС, и не имеет возможности их проверить.
Совмещение двух должностей г-ном Целько привело бы к тому, что процесс становился бы неподконтрольным для всех остальных заинтересованных лиц и ведомств. В сложившейся ситуации потребители приняли решение «дружить против Аксененко» с Германом Грефом. И ответственным секретарем комиссии стал замглавы МЭРТ Андрей Шаронов. Похоже, что установившийся паритет отношений продлится достаточно долго, поскольку представить себе ситуацию, в которой бизнесмены начнут дружить с г-ном Аксененко против г-на Грефа, практически невозможно.
Екатерина КАЦ