|
|
N°178, 27 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разбор полета
Российский истребитель Су-27 сбил командующего ВВС Литвы
Министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас уволил без права на военную пенсию командующего военно-воздушными силами республики генерала Йонаса Марцинкуса. Сделал он это с подачи главнокомандующего Валдаса Туткуса. Как сообщают СМИ, решение принято на основании информации департамента госбезопасности (ДГБ) Литвы, суть которой в том, что генерал де разглашал в общении с российскими военными секретную информацию. По словам г-на Туткуса, сведения, которыми он располагает, не «оставляют миллионной доли сомнения», что этому подчиненному нельзя больше доверять. И чтобы не было сомнения, он пояснил, что это связано с расследованием катастрофы российского Су-27. Тут же заверив, что на результатах работы комиссии, к счастью, это никак не отразится, поскольку Марцинкус не входил в ее состав.
Сам Марцинкус после таких испытаний оказался в одной из каунасских больниц. Но до этого изложил свою версию событий. Он не знаком с информацией ДГБ, но предполагает, что речь идет о нескольких телефонных разговорах с его российским коллегой. По словам Марцинкуса, он пытался спровоцировать своего собеседника признать, что самолет был вооружен, а также выяснить кое-какие обстоятельства катастрофы. При этом никакой информации ограниченного использования, от разглашения которой могла бы пострадать национальная безопасность, в этих переговорах он не использовал.
В советские времена Марцинкус служил в ВВС СССР и имел немалый опыт полетов на различных модификациях «Су» и «МиГ». Он хорошо знаком с этой техникой, а потому 16--19 сентября привлекался к работе комиссии по расследованию инцидента с Су-27 как консультант. Марцинкус утверждает, что именно он идентифицировал обломки ракет, наличие которых российская сторона пыталась отрицать. Генерал настроен решительно и заявил о намерении защищать свою честь в суде. В литовской армии он служит с 1992 года, год назад возглавил военную авиацию. Помимо учебы в Ейске в советские времена, он повышал квалификацию в США в колледже командующих и штабных работников ВВС штата Алабама. В его активе более тысячи часов полетов на 17 типах и модификациях самолетов, в основном реактивных бомбардировщиках и истребителях.
Однако российский коллега Йонаса Марцинкуса поддержал не его, а его командиров. Главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов считает "правильным" решение министра обороны Литвы уволить командующего ВВС. "Да, правильно он сделал", -- заявил генерал Михайлов на пресс-конференции в Торжке. "Случай с падением российского Су-27 показал полную негодность литовских ВВС и ПВО", -- считает г-н Михайлов. «Вы представляете себе такую ситуацию -- мы и не планировали производить разведку сил и средств ПВО Литвы, но она оказалась просто негодной», -- заявил российский военный. "Хотя отмечу, что в тот день дежурили хваленые немецкие, натовские летчики. Пиво они что ли пили?" -- сказал Михайлов под смех зала. Давая оценку натовским средствам ПВО в Литве, главком российских ВВС отметил: "20 минут наш самолет находился на территории Литвы, а его обнаружили лишь тогда, когда он упал, и никого не подняли на перехват". При этом г-н Михайлов не скрывал улыбки, утверждая, что российские средства ПВО видят даже низколетящие шары, «а тут такой самолет летает над маленькой страной».
При этом командующий назвал «позорной» организацию перелета группы военных самолетов из Санкт-Петербурга в Калининград, завершившегося 15 сентября падением истребителя Су-27 в Литве. «Виноват или не виноват летчик, я не собираюсь сейчас судить. Но в организации полета допущена небрежность, которая привела к международному разбирательству», -- сообщил Владимир Михайлов. "Летчика скоро возвратят. Это всего лишь политическая игра", -- полагает генерал.
Командующий выразил недоумение в связи с излишним затягиванием литовской стороной расследования записей черного ящика Су-27: "Что им еще надо -- летчик сказал, что потерял ориентацию, что они такого хотят увидеть при расшифровке черных ящиков? Там записаны параметры полета, а если происходит сбой всех систем, то и радиообмена никакого не будет", -- сказал г-н Михайлов. Ранее минобороны Литвы сообщило, что бортовой самописец разбившегося Су-27 поврежден, и украинские специалисты, приглашенные для расшифровки записей, столкнулись с техническими трудностями.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс