|
|
N°178, 27 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Визит дамы
Юлия Тимошенко пробует дружить с Москвой против Виктора Ющенко
Генпрокуратура России вчера неожиданно объявила, что бывшему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко больше не грозит российская тюрьма -- ее международный розыск прекращен, а санкция на арест, выданная в свое время, отменена. «Такое решение было принято следователями Главной военной прокуратуры (ГВП) России в связи с тем, что в минувшие выходные она добровольно явилась в Генпрокуратуру и дала пояснения, необходимые следствию», -- сказали в Генпрокуратуре. Более того, по словам представителя этого ведомства, с г-жой Тимошенко была достигнута устная договоренность, что «она и в дальнейшем будет добровольно являться в ГВП для проведения необходимых следственных действий».
Столь неожиданный, стремительный и таинственный визит г-жи Тимошенко в Москву (о ее пребывании здесь до заявления Генпрокуратуры никто не подозревал) сразу же вызвал волну слухов и домыслов на счет того, зачем и как она это сделала и с кем на самом деле здесь встречалась. Однако никто из официальных лиц в Москве вчера говорить на эту тему не решился.
Источники в Генпрокуратуре пояснили "Времени новостей", что г-жа Тимошенко прибыла в Москву в ночь на 25 сентября. Из аэропорта она будто бы сразу поехала в «главное» здание Генпрокуратуры на Большой Дмитровке, 15а, а не вовсе в ГВП, которая, собственно, и занимается «делом Тимошенко». Именно там, по словам источника, ее ждали следователь ГВП Вадим Яловицкий и несколько его коллег. Допрос, согласно этой информации, длился всего пару часов, после чего экс-премьер Украины сразу же покинула Россию. Адвокат Владимир Жеребенков, представляющий интересы г-жи Тимошенко в России, также отказался от комментариев по этому поводу, подтвердив лишь, что «пока обвинения с моей доверительницы не сняты, но мы будем над этим работать».
Тем не менее, сразу появилась неофициальная информация, будто Юлия Тимошенко в Москве общалась не только со следователями, но и с кем-то из кремлевских чиновников. В самом Киеве, кстати, расценили визит Тимошенко в Москву как попытку примириться с Кремлем и добиться его поддержки на парламентских выборах 2006 года. В период премьерства Тимошенко занимала критическую позицию относительно создания Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Теперь она дает понять, что ее блок на парламентских выборах 2006 года может занять пророссийскую позицию.
В России г-жа Тимошенко обвиняется «в организации дачи взяток российским офицерам» по старому скандальному делу о пропаже более 300 млн долларов, принадлежавших Минобороны РФ. По нему, кстати, уже давно нет обвиняемых - с одних подозрения были сняты, а других оправдали. По версии ГВП, в 1996 году Украина и Россия договорились о процедуре погашения долга незалежной за поставляемый российский газ. Украинский долг на тот момент составлял 450 млн. долл. После подписания многостороннего соглашения с участием «Газпрома", Минфина, Минобороны, правительства РФ, а также правительства Украины, компания «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), президентом которой тогда работала Юлия Тимошенко, должна была поставить российским военным металлопрокат, строительные материалы и мебель на сумму долга. Однако за 3 года Минобороны РФ получил от украинской стороной товары на сумму чуть больше 130 млн. долларов.
В 2000 году ГВП возбудила уголовное дело. Основным его фигурантом стал главный финансист Минобороны генерал-полковник Георгий Олейник. Хотя подписи под тем злополучным соглашением ставили многие российские и украинские чиновники - в том числе и намного выше рангом, чем г-н Олейник, именно он, по версии ГВП, стал главным виновником пропажи денег. Сначала суд признал его виновным в превышении полномочий, но потом, правда, оправдал. Попутно в деле появились еще два фигуранта -- бывшие сотрудники Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны полковники Александр Изгагин и Борис Чурилов.
Их обвинили в том, что при оформлении товаров, которые в рамках этого соглашения все же поступили Минобороны РФ, они за взятки в 5,5 тыс и 500 долларов «умышленно завысили стоимость поставляемых украинской стороной Минобороны строительных материалов, в результате чего России был нанесен ущерб на 98 млн. долларов». Организовала же передача этих взяток, как решили в ГВП, именно Юлия Тимошенко. Впрочем, поначалу к ней особых претензий не было. Более того, в 2003 года суд пришел к выводу, что полковники не обладали достаточными познаниями в области экономики и ценообразования и делали все от них зависящее, чтобы контрактные цены соответствовали предъявляемым условиям. При этом суд посчитал, что офицеры выполняли распоряжение вышестоящего командования и соблюдали требования законодательства. И оправдал Изгагина и Чурилова и в превышение полномочий, и в получении взяток. Таким образом факт передачи взяток вроде бы был опровергнут.
Однако 13 сентября 2004 года-- в разгар президентской предвыборной кампании в Украине-- прокуратура России вынесла постановление о привлечении Юлии Тимошенко в качестве обвиняемой за организацию дачи неоднократных взяток через посредника должностным лицам Минобороны. 21 сентября 2004 года г-жа Тимошенко не явилась по вызову в Генпрокуратур. А 23-го сентября ГВП обратилась в Московский гарнизонный суд с требованием взять ее под стражу и объявить в международный розыск. Однако в апреле этого года в связи с принятым решением генерального секретариата Интерпола все данные по Юлии Тимошенко, занявшей пост премьер-министра Украины, были изъяты из информационных систем розыска. Но, несмотря на то, что база Интерпола является единой базой для всех стран, ГВП продолжала расследование дела и собиралась заковать Тимошенко в наручники при пересечении российской границы.
О неожиданности приезда г-жи Тимошенко вчера говорили как как в Генпрокуратуре, так и в ГВП. «Но уголовное дело по-прежнему существует. Я считаю, что мою доверительницу нет смысла привлекать за преступление, которого не было. Ведь суд оправдал чиновников Минобороны, признав, что факта взятки не было. Поэтому я надеюсь, что всяческое преследование в отношении г-жи Тимошенко, чьи интересы я представляю в Москве, в ближайшее время будет прекращено», -- заявил г-н Жеребенков.
Между тем реальное политическое положение г-жи Тимошенко гораздо хуже, чем она пытается представить публично. «После недавней отставки и отказа подписать с президентом Виктором Ющенко меморандум о политической консолидации экс-премьер оказалась политическим изгоем, вытесненным за пределы высшего слоя элит», -- прокомментировал ситуацию «Времени новостей» глава украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Накануне выборов у Тимошенко «перекрыты каналы выхода на бизнес-элиты и электорат», а «возвращение в «высший свет» Украины лежит исключительно через Кремль».
Москва, естественно, пока не дала никакого ответа. В Кремле опасаются, как бы поддержка Юлии Тимошенко «не сказалась негативно на российско-украинских отношениях после утверждения премьером ставленника президента Юрия Еханурова»,-- поясняет г-н Карасев. Янукович, который на днях подписал с Ющенко меморандум о политической поддержке, «резко повысил свою роль в украинской политике» и ныне «выгоден для России, которая заинтересована в стабильных политических браках»,-- считает собеседник "Времени новостей".
В то же время, «силы, позиционирующие себя как союзники Кремля, уговаривают с максимальной выгодой использовать фактор Тимошенко в качестве антипрезидентской оппозиции в условиях кризиса команды Виктора Ющенко», -- заявил «Времени новостей" украинский политолог Андрей Ермолаев. На фоне традиционных противников Ющенко, -- коммунистов, блока эсдеков и партии «Регионов Украины» -- у Тимошенко есть ряд преимуществ: образ альтернативного и более последовательного, чем президент, лидера «оранжевой» революции. Это гарантирует ей значительную поддержку протестного электората.
«В отличие от президентских выборов-2004 года, Кремль вряд ли будет действовать так же прямолинейно, -- заявил «Времени новостей» секретарь Комитета Рады по нацбезопасности и обороне, депутат Георгий Манчуленко. - Скорее всего, ставки будут сделаны на разные политические силы». «Россияне попытаются сыграть на обострение политической интриги, чтобы ни одна сила в Украине не получила контрольный пакет акций для влияния на украинскую политику»,-- считает политолог Вадим Карасев.
Жесткое отношение Кремля к Тимошенко, скорее всего, сменится ее «инструментальным» использованием в период предвыборной парламентской кампании 2006 года»,- полагает политолог Андрей Ермолаев. Однако «ей будет отведена чисто технологическая роль». Сама же экс-премьер тешит себя мыслью переиграть Кремль.
С отставкой Тимошенко происходит примирение новой (из окружения Ющенко) и старой (из окружения экс-президента Кучмы) политических элит. В конце прошлой недели в Донецк на два дня вовзаращался один из лидеров донецкого клана Ринат Ахметов, бежавший из страны в июле в связи с обвинениями в покушении на убийство. «Донецкие «группы влияния» после смещения Тимошенко будут чувствовать себя в безопасности», -- считает г-н Карасев.
Шеф- редактор украинского журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало назвал "Времени новостей" формирование правительства Еханурова «результатом сепаратного пакта между Ющенко и Януковичем на условиях последнего». «Многие должности в правительстве теперь станут оплатой по векселям Януковича, с которым поделились властью. В качестве ставленников донецкой элиты, эти чиновники будут ориентироваться на экс-премьера также в канун парламентских выборов», -- полагает г-н Полохало. --Впоследствии это даст возможность Януковичу претендовать на пост премьера после парламентских выборов и конституционной реформы, запланированной на 1 января 2006 года".
Этот прогноз подтвердил и Вадим Карасев. «Я бы не исключал, что после парламентских выборов будет реализован вариант премьер Янукович - президент Ющенко - спикер Литвин. Этот триумвират гарантирует стабильность в Украине на несколько лет. Реформы будут реализованы в той степени, в которой они не затрагивают интересы крупных финансово-промышленных групп, -- считает г-н Карасев. -- Окно радикальных реформ, ломающих сложившуюся за последний десяток лет экономическую систему, захлопнулось с уходом Тимошенко с поста премьера».
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Екатерина КАРАЧЕВА