|
|
N°178, 27 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Руди Сарзо: Зачем чинить то, что не сломано
Спустя год с небольшим в нашу страну вновь приехал певец Ронни Джеймс Дио -- один из главных деятелей классического тяжелого рока, бывший вокалист групп Rainbow и Black Sabbath, изобретатель «сказочного металла». Ронни Джеймс и его группа Dio дали уже несколько концертов в ходе российского турне. В прошлом году Дио и его более молодая команда поразили публику ураганной энергией и семидесятническим рок-н-ролльным духом. Своими впечатлениями о российском турне и опыте общения со звездами «тяжелого» цеха с Александром БЕЛЯЕВЫМ поделился басист Dio Руди САРЗО, известный музыкант, выступавший с Оззи Осборном, Whitesnake и Quiet Riot.
-- Ваши впечатления от Москвы и от работы с Дио?
-- Впервые я сыграл с Дио как раз в Москве. Прежде я бывал в других российских городах -- например, в составе Whitesnake выступал в Санкт-Петербурге. Я рад, что играю с Дио, потому что все время хочется работать в группе, которая лучше, чем твоя предыдущая. Я играл в Quiet Riot, в Whitesnake -- куда лучше? Только Dio! Тут хорошие ребята -- мы давно сработались. К примеру, в уже никому не известной группе Driver.
-- Вы играете старые вещи Rainbow очень близко к оригиналу, практически «как написано». Почему?
-- Почему нет? Зачем чинить то, что не сломано? Все дело в голосе Ронни. Мы играем так, чтобы инструменты, музыкальный «пейзаж» соответствовали ему. Дио меняется с годами -- не радикально, но его творчество движется вперед. Ясно, что он не пишет песен по старым рецептам, грубо говоря, не пытается выдать, допустим, еще один Stargazer. Это прекрасная песня, мы ее играем почти один в один, как на пластинке Rainbow Rising (1976), но наши новые вещи -- другие. Привносятся новые элементы, но с классической формой ничего страшного не делается.
-- Вы принимали участие в записи альбома-бестселлера Slip of the Tongue группы Whitesnake. Как создавался этот поп-метал-хит 1989 года?
-- Все было непросто. Сперва тогдашний гитарист группы, Вивиан Кемпбелл, повредил руку, не мог играть, должен был лечиться. Это выбило нас из расписания. Надо было записывать альбом, потом сразу ехать в турне, так что нельзя было ждать выздоровления Вивиана. На замену кто-то предложил позвать Стива Вая. Работу ускорили -- позвали двух продюсеров, которые прописывали разные инструменты в разных студиях. Половина, кстати, записана в студии Стива Вая. Процесс был довольно хаотичным, и конечный результат получился сильно отличным от задуманного. Тут дело в Стиве -- это гитарист с настолько неповторимым почерком, такой самобытный, что многое изменилось в группе. С другими гитаристами -- Джоном Сайксом или Берни Мардсеном -- Whitesnake был более блюзовым, балладным. А Вай играл, как ураган. Всех раскачивал! Кому-то это не нравилось, а мне по сердцу Стив и как человек, и как музыкант. Он виртуоз, он всем нам бросил вызов, и я почувствовал, будто хорошего пинка получил! А это полезно! То были последние дни «волосатого металла», присутствия метал-клипов в ротации MTV. Мне нравилось то время, но все хорошее кончается.
-- Вы рады возвращению моды на «волосатый рок»?
-- Я так и не постригся, волосы всегда были со мной. Если серьезно, то мода -- как официант в ресторане: уходит и возвращается. Надо только подождать -- любая мода вернется.
-- Вы написали книгу о коллегах-музыкантах?
-- Да, она скоро будет издана. Я сейчас расскажу то, что еще никому не рассказывал. Это воспоминания о Ренди Роудсе. Он был моим другом и привел меня в коллектив Оззи Осборна, где я получил первую серьезную работу. Там играл в 1981--1982 годах с большим удовольствием. Теперь я понял, что должен всем рассказать о Ренди, о его роли в творчестве Оззи, и о том, как Ренди погиб и что предшествовало его гибели. Я все помню -- ведь для меня та группа была, как первая любовь. Первое важное свершение в жизни. Ренди играл огромную роль в успехе Осборна: классные мелодии, классические риффы, гитарный звук, который ни с кем не перепутаешь, -- это же все от него. Карьера Оззи сложилась наполовину благодаря Ренди.
-- Ренди сам был звездой. И ушел молодым...
-- Да, успехом он не был обделен, а погиб в 25 лет. Мне больно было идти по коридору воспоминаний, особенно в последней главе. А поскольку в книге речь то и дело заходит о взаимоотношениях Ренди с Оззи и его женой и менеджером Шерон, они выразили недовольство моими мемуарами.
-- Что же им не понравилось?
-- А они ничего не читали. Не понравилось, что я взялся изложить на бумаге те события. Я не хотел и не хочу говорить ничего плохого о людях, которым обязан карьерой и с которыми прекрасно проводил время. Но в любой жизненной истории не все гладко. Вы же знаете, что Оззи -- дикий человек, буян. Сколько вы знаете историй и баек про него?
-- Много. Но в правдивость их не верится.
-- Почти все, что рассказывают про его выходки, -- правда. Да еще и преуменьшенная. Назовите мне любую байку -- и я скажу где, когда и как именно это произошло и что заставило Оззи так поступить.
-- Тогда пролейте свет на историю о летучей мыши и ее откусанной голове.
-- Это случилось в Айове. Кто-то из зрителей бросил на сцену полудохлую летучую мышь, а Оззи решил, что это муляж -- мышь лежит на сцене и не трепыхается. Вот Оззи и решил подыграть зрителю, схватил «муляж» и впился в него зубами... Все было!
Беседовал Александр БЕЛЯЕВ