|
|
N°177, 26 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Агент «плюс семь»
Казахский телекоммуникационный рынок в фазе роста
Казахстану, как и России, присвоен код «+7» для международных телефонных звонков. Сходство состоит еще и в темпах развития телекоммуникационной отрасли. С августа прошлого года уровень проникновения сотовой связи в Казахстане вырос до 20% (самый высокий среди стран Средней Азии) и продолжает увеличиваться. Этим обстоятельством в Казахстан привлечены крупнейшие российские компании -- операторы сотовой связи.
«Вымпелком», владеющий контрольным пакетом акций казахстанского оператора «КаР-Тел», сейчас в Казахстане начал чувствовать себя как дома. Год назад, когда за второго по величине оператора сотовой связи Казахстана российской компании пришлось заплатить 350 млн долл. и взять на себя обязательства еще на 75 млн долл., многие аналитики считали, что «Мобильные телесистемы», которым также предлагали вложить средства в «КаР-Тел», поступили разумно, оставшись в стороне. Сейчас, после того как в число акционеров «КаР-Тел» вошел один из крупнейших банков Казахстана, а его рыночная доля возросла более чем на десять процентов, ситуация выглядит несколько иначе.
С момента покупки «КаР-Тел», состоявшейся в августе прошлого года, казахский рынок телекоммуникаций претерпел некоторые изменения: операторы постепенно охватывают все более мелкие населенные пункты. Мобильная телефония в Казахстане имеет свои особенности: к примеру, на мобильные телефоны «КаР-Тел» можно позвонить с международным кодом «+7», который принадлежит России, а большие расстояния, характерные для страны, заставляют операторов чаще прибегать к использованию дальнобойного стандарта GSM 900.
Так же как и в России, операторы любят разделять рынок на сегменты, используя различные бренды. У того же «КаР-Тел» помимо выведенной на рынок весной марки «Билайн» уже были K-Mobile (контрактные тарифы) и Excess (предоплаченные тарифы). Сворачивать работу со старыми марками никто не собирается: по заявлению представителя «КаР-Тел», в планы оператора не входит прекращение продаж продуктов под брендом K-Mobile, который хорошо известен в Казахстане. Бренд «Билайн» будет использоваться для продвижения предоплаченных тарифов «Тайм» и «Прайм», идентичных аналогичным российским. За год число абонентов «КаР-Тел» увеличилось до 1,3 млн человек, а их доля в общем числе казахских абонентов сотовых сетей увеличилась с 27 до 39%.
Казахстанские управляющие отмечают, что в определенном смысле развивать сеть «КаР-Тел» гораздо проще, чем сети операторов мобильной связи в России: если у нас необходимо все согласовывать с центром, а потом в регионах, то в Казахстане большинство вопросов решается в столице. Одним из важнейших этапов по завоеванию конкурентного преимущества операторы считают получение лицензии на предоставление услуг в стандарте GSM 1800, т.к. емкости GSM 900 в городах уже недостаточно. Но и без GSM 1800 всем абонентам «КаР-Тел» доступны современные услуги, в частности, мобильный Интернет по технологии WAP и передача данных в стандарте GPRS.
Николай ЖДАНОВ