|
|
N°177, 26 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российско-украинские отношения ожидает прорыв»
Уже сегодня новый украинский премьер Юрий Ехануров может назвать ключевые фигуры своего кабинета. В конце прошлой недели он обсудил состав правительства с лидерами поддержавших его парламентских фракций, в том числе считавшихся ранее оппозиционными, таких как «Вперед, Украина!», Народно-Демократическая партия, «Регионы Украины». В интервью «Времени новостей» бывший секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Петр ПОРОШЕНКО прокомментировал перспективы нового правительства, а также причины отставки старого.
-- Как новое правительство будет строить отношения с Россией?
-- Все эти месяцы были потеряны для российско-украинских отношений. Сознательно или нет ряд успешных проектов блокировался на уровне правительства экс-премьера Юлии Тимошенко. Теперь российско-украинские отношения ожидает прорыв. В правительстве будут политически не ангажированные профессионалы. При высоком уровне ожиданий наших народов, определенной интеграции экономик и значительной взаимозависимости важно, чтобы мы не загубили высокий потенциал, который существует.
-- Тимошенко заявила, что основная причина ее отставки -- дублирование функций правительства аппаратом СНБОУ...
-- Заявления необходимо подкреплять хоть какими-то доказательствами. Я жестко настаиваю на том, что ни одна строчка полномочий СНБОУ и его секретаря никоим образом не перекликалась с функциями правительства. Но то правительство создало серьезные системные проблемы во всех отраслях экономики. После прихода к власти демократических сил Украина могла продемонстрировать уникальную экономическую динамику. В 2004 году рост ВВП составлял 12%, что вызывало серьезный интерес инвесторов. Повышение социальных выплат значительно увеличило емкость рынка, создав дополнительные возможности экономического развития. Вместо этого правительство занялось реприватизационной риторикой и административным регулированием цен, начиная от продуктов питания и заканчивая энергоносителями. Высокие ожидания россиян, связанные с возможностью перетока капиталов в Украину, а также ожидания западных инвесторов развеялись после первых нерыночных шагов правительства. Правительство пыталось переложить ответственность за ошибки на парламент, на рыночных спекулянтов, обвиняло в сговоре металлургов и коксохимиков, отдельные партии и парламентские фракции. Это не помогло. Страна потеряла темпы экономического роста и оказалась на пороге стагфляции (стагнация на фоне инфляции. -- Ред.).
-- Экс-премьер обвинила окружение Ющенко в коррумпированности и сказала, что не подаст руки людям из команды президента. Это объясняется высокими стандартами морали или еще какими-то мотивами?
-- Вообще этот вопрос лучше бы задать самой Юлии Владимировне. Это заявление, по-видимому, было вызвано серьезным эмоциональным всплеском. Скорее всего окружение экс-премьера использовало ее властные амбиции для провоцирования конфликта. Эмоции толкнули Юлию Владимировну на ситуативное объединение с одиозными социал-демократами и коммунистами, о чем свидетельствует голосование в парламенте. Сложно представить, что может объединять эти политические силы, кроме позиции «чем хуже, тем лучше». Страна оказалась на пороге кризиса власти и разрушения исполнительной вертикали.
-- Как вы оцениваете обвинения в коррупции в свой адрес?
-- Такие обвинения безосновательны. Мне просто смешно наблюдать за Александром Зинченко (бывший госсекретарь, выдвинувший обвинения против Порошенко. - Ред.), который на две с половиной недели пропал с политической сцены, поскольку не подал в правоохранительные органы ни одного серьезного документа. Он использовал лишь голословные обвинения и выписки из Интернета. Втемную или сознательно его использовали для дестабилизации ситуации в Украине.
-- Существует ли угроза импичмента президента Виктора Ющенко в связи с созданием в Раде комиссии по проверке предположений, что его предвыборная кампания финансировалась российским олигархом Борисом Березовским?
-- Я категорически отказываюсь комментировать подобную чушь, никаких оснований для импичмента не существует. Но очевидно, что у ряда политтехнологов были планы по дестабилизации ситуации в стране, созданию противостояния между «оранжевыми» и «синими» (цвета президентских кампаний Ющенко и экс-премьера Януковича. -- Ред.). Была также попытка без всяких на то оснований приватизировать образ Майдана (киевской площади, где в прошлом году произошла «оранжевая» революция. -- Ред.). Но люди пришли на Майдан не потому, что хотели увидеть там Томенко, Бродского (сторонники Тимошенко. - Ред.) или Коломойского (один из собственников бизнес-группы «Приват», якобы дружественной Тимошенко. -- Ред.). Народ хотел, чтобы экономика была стабильной, а власть стала честной. С назначением Юрия Еханурова премьером на сценариях дестабилизации поставлена жирная точка.
-- Правда ли, что вы лоббировали интересы российских компаний?
-- Я как секретарь СНБОУ видел свою задачу в том, чтобы создать благоприятные условия работы для инвесторов. Я выступал за создание нормального инвестиционного климата для всех. Из СНБОУ выходило множество документов, связанных с поручениями президента. И я понимаю, что любое письмо СНБОУ могло быть расценено двояко, как создающее преимущества одной из сторон. Но это уже предмет политических спекуляций, а не реальное отражение ситуации.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев