|
|
N°177, 26 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баллада о солдатах
«9 рота» Федора Бондарчука на экранах Москвы
Широкоэкранный дебют Федора Бондарчука снимался долго (от замысла до премьеры прошло не меньше пятилетки), поэтому многие аналитики сформировали свое мнение задолго до того, как «9 рота» вышла на экраны. Это было очевидно и по первым печатным отзывам, где то и дело резали взгляд словесные конструкции, до очевидности придуманные заранее. В основном они касались того, что фильм является не более чем очень длинным видеоклипом. Тем приятнее было убедиться, что какого-то избыточного клипового гламура здесь не видно, если, конечно, не считать таковым любое чуть более пристальное, чем обычно, отношение к картинке вообще, но в таком случае длинными клипами придется признать почти все по-настоящему красивые фильмы.
«9 рота» -- фильм, безусловно, красивый. И вообще -- получившийся. Вот только сформулировать, как и почему он получился, довольно трудно. Как ни странно, выражением наибольшего одобрения может стать простое перечисление моментов, которые явственно угрожали «9 роте», но которых Федор Бондарчук и его команда умудрились удачно избежать. То есть главные достоинства картины парадоксальным образом заключаются в том, чего в ней нет. Нет, по счастью, ни оголтелого шапкозакидательства, ни чрезмерно многозначительной метафизики, возносящей афганскую войну до уровня глобальной метафоры бытия, ни инфантильного милитаризма, ни многих других вещей, которые возможностью своей вызывали серьезные предварительные опасения.
Есть же на удивление бесхитростная и линейная история семерых новобранцев легендарной, но при этом абсолютно реальной 9-й роты 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, этакого штрафбата, куда отряжали в основном социально неблагополучных призывников, которые потом превращались в Героев Советского Союза. Есть сами новобранцы -- разные, временами чуть более собирательные, чем хотелось бы, но вполне живые и настоящие: Воробей (Алексей Чадов), Чугун (Иван Кокорин), Джоконда (Константин Крюков); особенно же хорош Лютый в исполнении Артура Смольянинова, бессознательно, но явно напоминающий очень молодого Де Ниро. Есть признанные звезды в других ролях (невозможно не отметить роскошного прапора Дыгало в исполнении Михаила Пореченкова -- почти наверняка многие, кто знает этого актера исключительно по «Агенту национальной безопасности», изменят свое мнение). Есть на самом деле невероятно мощные боевые сцены, в кои-то веки напоминающие о голливудской батальной классике не только духом, но и буквой, то бишь чисто технически, в полном соответствии с бюджетом.
Все правильно и достойно. Единственное, что смущает: выдержка и перфекционизм создателей «9 роты» исключает по-настоящему пристрастное к ней отношение. Будь картина чуть более одиозной (с любым знаком -- хоть имперским, хоть либеральным), она бы, наверное, воспринималась куда более эмоционально. Здесь же приходится ловить себя на мысли, что о высоком думать как-то не получается, все равно оцениваешь «9 роту» в первую очередь как практически безукоризненный, но все-таки продукт. И все мысли «о чем кино» неизменно отходят на периферию под напором искреннего, но абсолютно механического интереса к тому, как это сделано.
И все равно в последние минут этак тридцать, когда девятка (вернее, то, что от нее к тому моменту осталось) отчаянно отбивается от насевших со всех сторон моджахедов, когда люди рвут друг друга едва ли не зубами в яростной рукопашной, когда Воробей взрывает себя вместе с врагами, Чугун обжигает руки о раскаленный ствол пулемета, а лица Лютого уже не разобрать от запекшейся кровавой коросты; когда становится ясно: все эти парни с не всегда удачно придуманными кличками, что предыдущие полтора часа выясняли отношения, учились стрелять, курили план и предавались романтическому разврату с безотказной санитаркиной дочкой, уже не жильцы, да и не были ими с самого начала, -- про операторскую работу и монтаж как-то забываешь. И в голове наконец-то начинают роиться совсем другие мысли. Не имеющие отношения ни к качеству спецэффектов, ни к количеству вертолетов, ни даже к тому безусловно не самому последнему месту, которое фильм Федора Бондарчука займет в современном отечественном кинопроцессе.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ