|
|
N°176, 23 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Советы постороннего
МВФ подставил плечо Алексею Кудрину
Международный валютный фонд вчера поддержал главу российского Минфина Алексея Кудрина, практически в одиночку бьющегося против раздувания государственных расходов. В опубликованном докладе о состоянии российской экономики МВФ призывает власти не ослаблять финансово-бюджетную политику -- иными словами, не увеличивать бюджетные расходы. Впрочем, подобное пожелание МВФ высказывает регулярно. Но в этот раз примечательно, что оно прозвучало непосредственно перед началом обсуждения бюджета следующего года в Госдуме, и Алексей Кудрин, таким образом, получил еще один аргумент в свою поддержку. Хотя вряд ли он может стать весомым для депутатов и несогласных с главой Минфина членов правительства.
Дело в том, что, призывая российские власти отказаться от смягчения финансово-бюджетной политики, МВФ считает необходимым сохранить на нынешним уровне так называемую цену отсечения, при превышении которой нефтяные доходы идут не в бюджет, а в стабилизационный фонд. Сейчас цена отсечения составляет 20 долл. за баррель. В следующем году ее предполагается поднять до 27 долл. МВФ советует России остановиться на этом.
При этом глава российской миссии фонда Пол Томсен сделал в среду заявление, которое свидетельствует о некотором смягчении оценок. «В среднесрочной перспективе бюджетная политика может быть достаточно мягкой», -- сказал он в Вашингтоне журналистам. Впрочем, тут же оговорился, что для макроэкономики это плохо: мягкая бюджетная политика разгоняет расходы неинвестиционного характера и в конечном итоге не способствует экономическому росту.
Пол Томсен отметил, что сейчас эксперты МВФ не видят риска того, что цены на нефть упадут ниже 27 долл. за баррель. И таким образом, угрозы возникновения бюджетного дефицита в России не существует: «Мы не считаем, что бюджетная ситуация окажется неустойчивой в среднесрочной перспективе».
Фонд рекомендует российским властям сосредоточиться на двух направлениях -- обуздании инфляции и активизации структурных реформ (в первую очередь, госуправления и естественных монополий). Г-н Томсен констатировал, что политика Центробанка по удержанию курса рубля лишь способствует инфляции. Цель во что бы то ни стало сдерживать рост номинального курса рубля в МВФ считают ложной. «Центральный банк в состоянии влиять лишь на то, за счет чего растет реальный курс -- за счет инфляции или за счет номинального курса», -- говорит г-н Томсен. Он подчеркивает, что при сохранении высокой инфляции реальный курс рубля укрепляется независимо от интервенций ЦБ на валютном рынке. «ЦБ должен сопротивляться искушению противодействовать удорожанию реального курса рубля», -- считает чиновник фонда.
МВФ в опубликованном накануне докладе о состоянии мировой экономики назвал «практику установки целевых уровней и для инфляции, и для валютных курсов неприемлемой" и призвал российские власти «сконцентрировать внимание на снижении уровня инфляции» посредством жесткой денежно-кредитной политики и большей гибкости валютных курсов. В фонде прогнозируют, что в этом году рост потребительских цен в России составит 11,5%.
Помимо прочего МВФ сократил прогноз экономического роста России на 2005 год с 6 до 5,5%. В следующем году российская экономика, по оценке фонда, вырастет на 5,3%.
Причиной замедления экономического роста стало ухудшение инвестиционного климата и ограничение роста добычи нефти, отмечают в фонде. В качестве негативного фактора названо дело ЮКОСа. При этом отмечается, что действия правительства по отношению к компании и ее бывшему главному владельцу Михаилу Ходорковскому способствовали ухудшению настроя инвесторов и ситуации в энергетическом секторе. Хотя Пол Томсен признал, что главной проблемой российской экономики остаются не политические факторы, а диспропорции в экономике: в течение нескольких лет высоких темпов экономического роста инвестиции сохранялись на низком уровне, что ограничивает потенциал роста экономики в дальнейшем.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон, Михаил ВОРОБЬЕВ