|
|
N°176, 23 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кудринские чтения
Депутаты одобрили бюджет, хотя он им не очень нравится
Госдума приняла вчера проект бюджета-2006 в первом чтении. Министр финансов Алексей Кудрин вновь попытался уверить присутствующих, что в так называемом «бюджете развития» 13% расходов должно пойти на инвестиционные проекты, в том числе и на социальные программы. Правда, при этом он категорически отказался даже рассматривать вопрос о том, чтобы направить хотя бы часть средств из стабфонда на финансирование социальных нужд.
Зарплаты в бюджетной сфере, по словам г-на Кудрина, должны увеличиться в два раза в ближайшие три года, опередив в полтора раза инфляцию. Расходы на образование и здравоохранение вырастут в следующем году в номинальном выражении на 29 и 35% соответственно. Наибольшее увеличение расходов планируется по разделам "ЖКХ" и "национальная экономика". Увеличение расходов по силовому блоку прогнозируется на более низком уровне, чем в нынешнем году. Среди новых заявлений вчерашнего дня по поводу расходных обязательств бюджета -- слова министра финансов о намерении провести в следующем году повторную компенсацию по вкладам для клиентов Сбербанка, родившихся до 1930 года. Что же касается доходных статей, то хотя то в бюджете отныне не предусматривается их группировка по налоговым и неналоговым, основу бюджета по-прежнему составят поступления от НДС, налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль и акцизов. Предусмотрено и увеличение сбора налогов за счет проведения контрольных мероприятий, а также работы по сокращению задолженности предприятий.
Казалось, что и депутатов, и самого министра Кудрина интересовал вчера не проект бюджета сам по себе (так как в его успешном прохождении можно было не сомневаться), а судьба стабилизационного и вновь образованного инвестиционного фондов. Министр финансов так и не смог ответить, на какие цели будут потрачены в 2006 году 70 млрд руб. из инвестфонда, и по какому принципу будут отбираться проекты на финансирование из этого фонда. Зато по стабфонду он был, как всегда, красноречив. "Если бы с помощью стабфонда не стерилизовались доходы, полученные за счет высоких цен на нефть, то дополнительная инфляция в размере 6--8% была бы в этом году обеспечена", -- гордо сказал министр финансов. Если тратить деньги стабфонда на повышение зарплат или финансирование разнообразных проектов, это вызовет инфляцию, в то время как на ближайшие пять--десять лет, считает министр финансов, есть абсолютная гарантия, что стабфонд будет сохранен, и ему не повредят никакие катаклизмы, которые могут приключиться с долларом.
Одновременно с бюджетом депутаты вчера успели одобрить и поправки в Бюджетный кодекс, повышающие так называемую "цену отсечения" (то есть цену нефти Urals, при превышении которой доходы начинают поступать не в бюджет, а в стабфонд) с 20 долл. за баррель до 27 долл. За счет этого в следующем году в бюджете должно накопиться дополнительно 324 млрд рублей.
«Необходимо проверить, как управляются средства стабфонда», -- заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин. "Бюджет в целом сбалансированный, -- сказал он, -- но опять видна тенденция сокращения доли региональных и местных бюджетов в консолидированном бюджете". По оценке г-на Степашина, в бюджете заведомо снижены федеральные расходы, в том числе и социальные -- например, на поддержку ветеранов, субсидии на оплату жилья малоимущими. «Я бы очень аккуратно называл этот проект бюджетом развития, -- заявил г-н Степашин. -- Есть лишь некоторые ростки, создан инвестиционный фонд, но до сих пор не принята программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, не утверждено большинство отраслевых стратегий, а также реестр действующих расходных обязательств». Наконец, темпы экономического роста, заложенные в бюджете, по мнению главы Счетной палаты, не позволят решить задачу по удвоению ВВП. Тут он совершенно прав: для удвоения нужен годовой рост ВВП на 7,2%, а не на 5,8%, как в проекте бюджета-2006.
Проектом бюджета остались недовольны депутаты-коммунисты и родинцы. По версии обеих фракций с названием «Родина», бюджет получился военно-полицейским, коммунисты называют проект инерционным и нагоняющим. Даже единороссы сделали г-ну Кудрину замечание, что цели формирования инвестфонда им по-прежнему не ясны. (Тут министр финансов, наверное, мог бы отчасти порадоваться -- он всегда выступал против инвестфонда как такового).
Думские комитеты хотя и поддержали принятие бюджета в первом чтении, представили массу замечаний. Бюджетный комитет недоволен распределением помощи между регионами и неясностью с использованием бюджетного профицита, комитет по промышленности -- непрозрачным финансированием целевых программ, комитет по безопасности -- недостаточным объемом запланированных на будущий год дополнительных выплат сотрудникам органов внутренних дел.
В итоге за принятие проекта бюджета проголосовал 331 депутат, против -- 95. Постатейное распределение бюджетных средств пройдет во втором чтении 14 октября, третье и четвертое чтения намечены на 18 ноября и 7 декабря соответственно.
Ирина СКЛЯРОВА