|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восточный газ - дело тонкое
"Газпром" блуждает по новым экспортным коридорам
Формирование государственной политики в области освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока перешло на личности. В том смысле, что высокопоставленные чиновники высказали первые публичные оценки соответствующей масштабной программы, подготовленной «Газпромом» (см. «Время новостей» от 7 сентября). Министр экономического развития Герман Греф заявил вчера в Иркутске, что не видит проблем с ориентацией крупнейшего Ковыктинского месторождения на внутренний рынок. Тем самым он поддержал позицию «Газпрома», провозглашавшего нецелесообразность экспорта ковыктинского газа.
Однако заочно ему возразил министр природных ресурсов Юрий Трутнев. «Для внутреннего рынка Ковыкты будет много. Мы не можем разрабатывать это богатейшее месторождение только для внутреннего рынка», -- сказал он вчера Интерфаксу, оговорившись, что его ведомство не имеет прямого отношения к газпромовской программе. Дополнительную интригу этой дискуссии придает заявление зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, который вчера в Пекине сказал, что монополист рассматривает аж два варианта экспорта газа в Китай - восточный и западный. Тем самым фактически дезавуировав декларировавшуюся до сих пор газпромовскую программу.
Напомним, что в проекте этого документа, представленного в Минпромэнерго, приоритет безоговорочно отдан так называемому восточному экспортному варианту, который предполагает, что поставки газа в Китай и другие страны регионы будет вестись с месторождений Сахалина. Альтернативой ему, по словам г-на Медведева, является маршрут доставки газа на китайский рынок от Красноярска через Горно-Алтайск в город Урумчи (Западный Китай).
Тем самым, российский газ может стать дополнительным источником наполнения крупнейшего китайского газопровода «Запад-Восток».
Герман Греф заехал в Иркутск по пути в Москву с Дальнего Востока. На совещании в присутствии нового губернатора Александра Тишанина он раскритиковал генерального директора «РУСИА Петролеум» (владеет лицензией на месторождение и на 62% принадлежит ТНК-ВР) Валерия Пака, презентовавшего Ковыктинский проект. Г-н Пак пытался убедить г-на Грефа, что Ковыкта может развиваться только в двух направлениях: либо будет построен трубопровод в Китай, либо проект будет вовсе законсервирован. «Дочка» ТНК-ВР предлагает строить экспортный газопровод вокруг Байкала через Иркутскую и Читинскую область и Бурятию в восточную часть Китая. Однако убедить министра ему не удалось.
Г-н Греф отметил, что реального рынка сбыта для восточно-сибирского газа за рубежом пока нет. «Я очень хорошо помню ситуацию с проектом Сахалин-2. Мы оперативно решали все проблемы, однако разработка не начиналась из-за отсутствия каналов сбыта», - посетовал чиновник. «Все ваши расчеты построены на эгоцентрической позиции «мне так надо», - резюмировал г-н Греф. И четко обозначил, каким образом «РУСИА Петролеум» предстоит от этой позиции избавляться: «Нельзя забывать, что трубу будет прокладывать "Газпром", и если они захотят ЕСГ (т.е. захотят поставлять газ в единую систему газоснабжения, принадлежащую монополии. - Ред.), то «РУСИА Петролеум» придется договариваться». Причем договариваться быстро - через две недели профильные министерства должны начать обсуждение программы освоения Восточной Сибири в официальном порядке.
Сам «Газпром», между тем, ведет довольно сложную маркетинговую игру на восточном направлении. Вчера в гости к главе «Газпрома» Алексею Миллеру приезжал руководитель одной из крупнейших нефтегазовых госкомпаний Китая - CNOOC, которая занимается шельфовыми проектами и импортом сжиженного природного газа. Стороны обсуждали импорт сахалинского газа, к которому «Газпром» должен получить доступ в будущем году через вхождение в капитал «Сахалин-2», а также совместное участие в нефтегазовых проектах в третьих странах.
А Александр Медведев приехал в Китай и дал вчера специальную пресс-конференцию для китайских СМИ. Как объяснили «Времени новостей» в «Газпроме», целью мероприятия была начать позиционирование на перспективном азиатском, в том числе крупнейшем китайском, рынке. «Я бы не считал, что восточное направление (т.е. поставки с Сахалина. - Ред.) приоритетно по сравнению с западным (в Урумчи. - Ред.). Западное направление привязывается к трубопроводу «Запад-Восток», который может быть догружен газом уже из этой нитки. «Газпром» рассматривает оба варианта и на сегодняшний день вопрос о приоритетах не решен. Это связано с приоритетами китайской стороны и экономическими факторами. Стоимость поставки газа включает и стоимость его производства (на Ковыкте она довольно высокая, 30-35 долл. за тыс кубометров газа на скважине. - Ред.). Как только будет принята программа развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, эти вопросы снимутся», -- заявил вчера г-н Медведев.
В концерне утверждают, что пока не получили от китайских партнеров даже приблизительных данных о потребности в российском газе, а также наиболее подходящего маршрута поставок. Неторопливость Пекина легко объяснима - Китай считается одним из самых сложных переговорщиков. Очевидно, что китайцы будут до последнего темнить, чтобы склонить ценовые параметры в свою пользу.
«Газпром», в свою очередь, тоже стремится продемонстрировать солидный "комплексный" подход. В частности, продвигает идею создания в Восточной Сибири системы газоперерабатывающих производств, продукция которых пользуется очень высоким спросом в том же Китае. Эту тему г-н Миллер вчера же обсуждал на встрече с председателем совета директоров японской Itochu Corporation Уичиро Нива. Япония является главным конкурентом Китая за лидерство в регионе, и привлечение японских корпораций к переговорному процессу по освоению ресурсов Восточной Сибири должно усилить газпромовские позиции.
Вера СИТНИНА, Иркутск--Москва, Алексей ГРИВАЧ