Телекоммуникационные компании стали лидерами в рейтинге транспарентности Standard & Poor's
Российские компании с каждым годом становятся все прозрачнее. Индекс их транспарентности (информационная открытость) в 2005 году вырос до 50 с 46% в 2004-м. Эти данные содержатся в исследовании «Информационная прозрачность российских компаний в 2005 году», проведенном рейтинговым агентством Standard & Poor's при поддержке ММВБ, которое было опубликовано вчера.
Изучалось 54 компании, крупнейшие по рыночной капитализации и имеющие ликвидные акции. Их общая рыночная капитализация составляет 276 млрд долл., или 90% всего фондового рынка России.
Лидером по информационной прозрачности стала МТС, которая набрала общий балл 84%, в прошлом году она занимала третье место в рейтинге. Примечательно, что пятерку лидеров составляют компании, прошедшие листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже -- это обязывает их соблюдать высокий уровень транспарентности, установленный Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Половина первой двадцатки -- телекоммуникационные компании. «Они наиболее нуждаются в инвестициях и привлекают их на рынке, -- поясняет директор службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова. -- «Телекомы» задействуют все возможные ресурсы для привлечения финансов, а информационная открытость является наиболее дешевым средством». «Газпром» в рейтинге занимает 16-е место, РАО «ЕЭС» -- 26-е, Сбербанк -- 35-е, ЮКОС, который в 2002 году занимал третье место, сейчас (в отсутствие Михаила Ходорковского) находится лишь на 48-м.
Самыми непрозрачными, согласно рейтингу, стали Rambler Media, «Пятерочка» и «Евразхолдинг». Для S&P это стало неожиданностью, так как эти компании провели IPO в мае--июне нынешнего года на Лондонской фондовой бирже. «Очевидно, необходимая информация была опубликована в проспектах эмиссии, распространенных непосредственно среди инвесторов и направленных регулирующему органу Великобритании (FSA), который в отличие от SEC не публикует эти материалы в Интернете», -- отмечается в исследовании.
Исследование проводилось с использованием только открытых источников: годовых отчетов, представляемых регуляторам, и информации, размещенной в Интернете. Анкета исследования состоит из ста пунктов, касающихся структуры собственности и прав акционеров, финансовой и операционной информации, состава и процедур работы совета директоров и менеджмента. Среднее значение раскрытия информации по этим блокам -- 50%. Самый высокий показатель раскрытия -- по нефинансовой информации, говорится в исследовании. А самыми закрытыми остаются данные о вознаграждениях менеджеров и членов совета директоров компаний. В 2005 году по сравнению с 2004-м в общей сложности 36 компаний улучшили свои показатели открытости в среднем на 9%, у десяти компаний стандарты раскрытия информации ухудшились в среднем на 4%.
По уровню индекса транспарентности Россия абсолютно соответствует Турции, где недавно S&P проводило аналогичное исследование. В Европе последнее такое исследование было в 2003 году среди 127 британских компаний. «Индекс транспарентности составил там 71%, причем подсчитывался он только по годовым отчетам компаний, -- отмечает г-жа Кочетыгова. -- Если учесть все эти факторы, то можно сказать, что британский индекс несоизмеримо выше российского».
«Индекс прозрачности будет расти и в дальнейшем, -- продолжает она. -- Но для его качественного скачка должно произойти что-то важное на уровне политической воли государства по повышению транспаретности крупных государственных корпораций. Это станет примером для частных компаний».
Директор департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Алла Попова отмечает: «Увеличение транспарентности российских компаний происходит на фоне отсутствия новых законодательных понуждающих норм. Это значит, что они добровольно идут на издержки по раскрытию информации, так как почувствовали выгоду и увидели динамику роста собственной стоимости». По мнению заместителя гендиректора ММВБ Валерия Петрова, чем выше уровень прозрачности компании, тем динамичнее растет цена ее акций на бирже. «В 2005 году, когда индекс транспарентности составил 50%, российские компании привлекли в результате IPO 5 млрд долл., -- говорит г-н Петров. -- Мы прогнозируем, что в 2010 году объем IPO дойдет до 10 млрд долл., и важную роль в этом сыграет индекс транспарентности, который составит 70%».
Транспарентность крупнейших российских компаний, %
Место в 2005-м |
Место в 2004-м |
Место в 2003-м |
Место в 2002-м |
Компания |
Общий балл |
Структура собствен. и отношения с инвесторами |
Финансовая и операционная инфор. |
1 |
3 |
2 |
1 |
МТС |
84 |
88 |
90 |
2 |
1 |
3 |
6 |
Ростелеком |
82 |
77 |
84 |
3 |
42 |
- |
- |
Мечел |
79 |
80 |
86 |
4 |
2 |
1 |
2 |
Вимм-Билль-Данн |
77 |
88 |
77 |
5 |
17 |
9 |
4 |
Golden Telecom |
75 |
62 |
81 |
5 |
4 |
4 |
5 |
Вымпелком |
75 |
65 |
83 |
7 |
8 |
20 |
12 |
Сев.-Зап. телеком |
71 |
73 |
61 |
8 |
14 |
15 |
- |
РБК |
69 |
58 |
73 |
9 |
6 |
8 |
9 |
ЛУКОЙЛ |
68 |
52 |
75 |
10 |
16 |
6 |
22 |
Южная телеком. компания |
67 |
70 |
60 |
Источник: Standart & Poor"s