|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ОБСЕ занялись Андижаном
И судьбой казахстанского председательства
В Варшаве в понедельник началось ежегодное Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения. Год еще не закончился, но, судя по повестке дня, с гуманитарной точки зрения главным событием на пространстве, объединяющем 55 государств ОБСЕ, являются трагические события 12--14 мая в Андижане. Этот узбекский город вспоминают в залах варшавского отеля «Виктория», где проходят заседания, чуть ли не каждый день. Обсуждаются ли проблемы демократизации, совершенствования судебной системы или применения пыток, свобода прессы или деятельность неправительственных организаций -- события в Андижане оказываются в центре внимания.
Представители официального Ташкента отсутствуют в Варшаве. Это уже вторая конференция ОБСЕ в этом году, которую игнорируют узбекские власти. Представительница американского госдепа сообщила вчера, что свое отсутствие на июльской конференции ОБСЕ в США узбекские дипломаты объяснили занятостью. Как говорят в кулуарах конференции, ответом узбекского руководства на требования международного сообщества провести независимое расследование обстоятельств андижанской трагедии стал начавшийся 20 сентября в Ташкенте суд над пятнадцатью участниками событий.
Как сообщили вчера «Времени новостей» источники в офисе Бюро по демократизации и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, расположенном в Варшаве, вечером 19 сентября узбекские власти дали согласие на присутствие в суде наблюдателей ОБСЕ. Однако здесь не склонны переоценивать значение этой небольшой подвижки в позиции официального Ташкента. «Понимаете, -- говорят в БДИПЧ, -- то, что двум сотрудницам нашего офиса позволено прибыть в Ташкент и следить за ходом процесса, -- всего лишь формальный жест, ведь уже к концу его первого дня все подсудимые признали свою вину... И мы не сможем достоверно выяснить, были ли эти признания добыты законным путем».
В том, что признательные показания были даны под пыткой, не сомневаются узбекские правозащитники, добравшиеся в эти дни до Варшавы. А иначе почему, к примеру, спрашивали они, узбекские власти не отвечают на вопрос, куда исчез известный правозащитник Саиджахон Зайнабитдинов -- один из тех, кто в те трагические майские дни рассказывал журналистам, что происходит в Андижане. Несколько месяцев назад его задержали спецслужбы. Не потому ли, спрашивают его товарищи, неизвестна судьба Саиджахона, что от него не смогли добиться отказа от утверждений о массовых расстрелах мирных жителей в Андижане?
Трудно сказать, какие рекомендации руководству ОБСЕ будут даны в итоговом документе варшавской конференции в отношении тех действий, которые должны быть предприняты к официальному Ташкенту. Решения здесь принимаются, как правило, на основе консенсуса. А это значит, что много зависит от позиции России и тех стран СНГ, которые ориентируются на нее. Пока российские представители и их коллеги по СНГ не пытались препятствовать обсуждению андижанской темы. Возможно, потому, что политические решения принимаются не в Варшаве.
Чрезвычайную активность проявляют в эти дни в польской столице представители Казахстана, претендующего на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Они участвуют чуть ли не во всех дискуссиях по самым разным вопросам. Иногда эта активность выглядит курьезной. Так, к примеру, представитель ЦИК Казахстана, пытаясь отвести упреки правозащитников-соотечественников в том, что неправительственные организации (НПО) в стране подвергаются преследованиям в связи с получаемыми из-за рубежа грантами, ответил: «НПО в Казахстане работают в более чем демократических условиях...»
Решительность, с которой посланцы из Астаны отстаивают готовность своей страны соответствовать демократическим стандартам, не может не вызывать уважения. Однако в кругах ОБСЕ, приветствуя подобный стиль, ожидают более весомых доказательств. Резонанс в Варшаве получило принятое 19 сентября заявление Хельсинкской комиссии конгресса США, подписанное ее сопредседателями, сенатором Сэмом Браунбеком и конгрессменом Кристофером Смитом. В нем выражается «сомнение в том, что Казахстан заслужил право председательствовать в ОБСЕ, поскольку в этой стране не прекращаются нарушения прав человека». «Страна -- председатель ОБСЕ не должна определяться по умолчанию, -- сказал сенатор Смит, -- это не право, а честь, Казахстан еще должен доказать свою лидирующую роль и выполнить свои обязательства перед ОБСЕ, начав с проведения в декабре 2005 года настоящих президентских выборов». Эти «выборы должны получить высочайшую оценку наблюдателей ОБСЕ, просто некоторого улучшения по сравнению с предыдущими выборами будет недостаточно», говорится в заявлении Хельсинкской комиссии американского конгресса.
Стоит заметить в этой связи, что бывший посол Казахстана в ОБСЕ, а ныне курирующий отношения Астаны с европейскими организациями, зять президента Назарбаева Рахат Алиев уже делает определенные пассы в отношении миссии наблюдателей ОБСЕ. Как сообщил нашей газете на условиях анонимности один из чиновников этой организации, Рахат Алиев заметил в Варшаве, что в Астане нынче отдают предпочтение выводам этой миссии, а не наблюдателям СНГ.
Аркадий ДУБНОВ, Варшава