|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путевой обход
Кишинев объехал Приднестровье по железной дороге
В Молдавии по новой железнодорожной ветке Ревака--Кайнары, построенной в обход Приднестровья, прошел первый рабочий поезд. В понедельник состоялась торжественная укладка последнего километра пути -- последний костыль вбил президент Молдавии Владимир Воронин. По его словам, строительство 42-километрового обхода позволит не только «избежать незаконных поборов при следовании через Приднестровье», но и на 70 км сократит путь от центра до юга республики.
С инициативой о сооружении новой ветки Воронин выступил год назад. Тогда, после резкого ухудшения отношений c Кишиневом, Тирасполь объявил о создании собственного железнодорожного предприятия и выходе его из состава Молдавской железной дороги (МЖД) -- последней экономической структуры, действовавшей на обоих берегах Днестра. В Кишиневе происшедшее трактовали как «незаконное отчуждение» Приднестровьем имущества МЖД.
В ответ молдавские власти изменили маршрут следования поезда Кишинев -- Санкт-Петербург, его пустили в обход Приднестровья через север Молдавии. Часть пассажиров была сильно расстроена тем, что время поездки увеличилось на пять-шесть часов. Но другие обрадовались возможности избежать выплат 15-рублевого миграционного сбора, взимаемого на въезде в Приднестровье с транзитных пассажиров.
Железнодорожная победа над «сепаратистами» обошлась недешево. На строительство ветки государственная казна выделила 22 млн долл. Еще 5,6 млн долл. заплатила МЖД.
Как пояснил «Времени новостей» замгендиректора МЖД Вячеслав Иордан, пассажирское сообщение между Кишиневом и Кайнарами через приднестровский город Бендеры не прерывалось и продолжается по сей день. Но отправка грузов по этой линии затруднялась необходимостью прохождения их через приднестровскую таможню. «Многие экономические структуры с юга страны сначала везли свои товары в столицу по автотрассе, минующей Приднестровье, а затем уже отправляли их железной дорогой», -- уточнил г-н Иордан.
Появление новой стальной магистрали породило противоречивые оценки молдавской общественности. Как заявил «ВН» один из лидеров оппозиционного альянса «Наша Молдова», экс-премьер Дмитрий Брагиш, Кишиневу давно следовало принять решительные меры в ответ на «железнодорожный сепаратизм» приднестровцев.
Однако председатель оппозиционной Социалистической партии Виктор Морев заметил нашей газете, что молдавские власти, увлеченные силовой политикой в отношении Приднестровья, даже не пытались договориться о нормальном взаимодействии с Тирасполем в данной сфере. «Сооружение обходной ветки следует считать не прорывом, а подрывом процесса объединения страны, на который были истрачены немалые народные деньги!» -- констатировал г-н Морев.
Наталья ПРИХОДКО, Кишинев