|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глобальная повестка
Россия в «большой восьмерке»: позиция по ключевым финансовым вопросам
В 2006 году на встречах «большой восьмерки», самого престижного международного клуба, очередь председательствовать впервые перейдет к России. С одной стороны, это несомненное преимущество -- теперь она сможет cформировать систему приоритетов клуба. Однако сразу возникает содержательный вопрос -- а что же, собственно, будет вынесено на повестку? На саммите «большой восьмерки» в Шотландии в июле этого года президент Путин сказал, что приоритетами российского председательства будут вопросы энергетической безопасности, миграции, образования и инфекционных болезней. Эти вопросы нельзя, строго говоря, отнести к финансовым. Что касается финансовых приоритетов, то этот вопрос пока остается открытым.
На днях в Вашингтоне пройдет совещание министров финансов стран -- членов «восьмерки», последнее в рамках британского председательства в клубе. Кремлю теперь самое время сосредоточиться на формировании финансовой повестки, тем более что специальная комиссия на высшем уровне была учреждена для этого еще месяц назад.
У России наконец появилась возможность продемонстрировать себя как серьезную державу в финансовом плане. Здесь есть свои трудности, связанные с неоднозначной ролью страны в финансовых делах «восьмерки». В отличие от политической роли, которую никто не оспаривает, по экономической мощи России отстает от других членов клуба. При этом в клубе с самого начала акцентировали внимание прежде всего на экономических вопросах. Представители стран «большой пятерки» (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония) были приглашены президентом Франции Жискаром д'Эстеном на неофициальное совещание в замке Рамбуйе в ноябре 1975 года. Они же представили пять резервных валют, которые и составили СДР (специальные права заимствования) Международного валютного фонда. Перечисленные страны (и присоединившиеся позже Канада и Италия) были самыми крупными по объемам ВВП. В то же время в 2004 году российская экономика занимала всего лишь 11-е место в мире, а рубль, хоть и конвертируемый, не участвует в операциях на международном уровне. Даже сами россияне все еще предпочитают хранить сбережения в долларах или евро, а не в своей собственной валюте.
В сфере политических проблем начиная с саммита-1997 в Денвере Россия считается полноправным членом «восьмерки». В то же время при решении финансовых вопросов в рамках клуба она традиционно выступала как наблюдатель. При рассмотрении некоторых из них русские вообще не приглашались к участию. Однако теперь, если все удачно сложится, министр финансов Кудрин будет приглашен председательствовать (хотя бы частично) на заседаниях партнеров.
Допустим, что Россия в состоянии определить финансовые приоритеты деятельности организации. Очевидно, необходимо так расставить акценты, чтобы достойно бросить вызов семи сильнейшим державам и одновременно продемонстрировать собственный высокий уровень в решении финансовых вопросов. Что должно быть для этого включено в повестку?
Ранее каждая из стран в период своего председательства выносила на рассмотрение важные финансовые инициативы, затрагивающие вопросы о государственных долгах: Франция в 2003 году предложила Парижскому клубу «эвианский подход» (в соответствии с которым ключевую роль при списании долга играет анализ платежеспособности отдельной страны); в 2004 году Соединенные Штаты выдвинули идею стратегического пересмотра международных финансовых институтов, включая списание долгов и переход к грантовой форме финансирования. В нынешнем году Великобритания была увлечена списанием еще большего количества долгов беднейшим странам, особенно в Африке, и даже сделала политический жест по отношению к сравнительно благополучной Нигерии.
Почему бы России также не объявить о готовности списать долги беднейших стран вслед за другими членами Парижского клуба? Чтобы соответствовать его нормам, Россия уже списала значительный объем долгов, унаследованных от Советского Союза, поэтому подобный жест имел бы прежде всего символический характер. Дело в том, что списание этих долгов фактически не увеличит потери бюджета: большая их часть относится к категории безнадежных и все равно никогда не будет выплачена. Однако следует учитывать, что такая инициатива продемонстрировала бы готовность России как кредитора играть полноценную роль в мировых финансовых процессах. Следуя тем же правилам, что и другие основные кредиторы, Россия заслужила бы право «сидеть за одним столом» с остальными семью странами и выносить собственные предложения по финансовым вопросам, а не получать готовые решения, уже вынесенные без предварительных консультаций с ней (что всегда коробило руководителей российских финансовых ведомств).
Безусловно, острой темой остаются цены на нефть. По объемам производства Россия занимает второе место в мире, и она могла бы предпринять шаги, дабы прояснить неопределенность, связанную с предложением «черного золота» и цен на него. При том, что сегодня цены на нефть превосходят 60 долл. за баррель, очевидно, что Россия заинтересована в том, чтобы не допустить резкой корректировки цен, как это случилось в 1997--1998 годах. Первым шагом могло бы стать неотложное всестороннее исследование финансовых и макроэкономических последствий недавних колебаний цен. Можно было бы поручить специальной экспертной группе подготовить доклад заблаговременно перед саммитом в Санкт-Петербурге. Политические решения в области энергетической безопасности были бы более обоснованными, если бы опирались на квалифицированную оценку финансовых последствий.
Текущее финансовое положение России совсем не плохо. По сумме валютных резервов она занимает пятое место в мире, имеет значительный профицит бюджета. Россия сформировала стабилизационный фонд, ее внешний долг невелик, и внешние заимствования не осуществляются. В то же время американская экономика сейчас демонстрирует все признаки финансовой нестабильности. Многие страны с развивающимся рынком, включая Россию, могут пострадать в случае мирового экономического спада.
С этой точки зрения в интересах России позаботиться не только о собственных преимуществах, но и о мировой финансовой стабильности. Она могла бы укрепить свои позиции в «восьмерке», предложив комплекс конкретных мер по предотвращению или хотя бы снижению потерь от возможного мирового финансового кризиса. В числе таких мер может быть усиление прозрачности как государственных, так и частных операций. Эта тема вызывает беспокойство стран -- членов «восьмерки» по крайней мере с 1997 года, когда разразился азиатский финансовый кризис, и в этом направлении были предприняты серьезные шаги со стороны МВФ и Банка международных расчетов (BIS). Сейчас, находясь в благоприятном положении, Россия могла бы продемонстрировать пример удачных финансовых решений. Повышение качества и своевременности освещения операций государственного и частного сектора должно увеличить эффективность экономики, снизить издержки, вытеснить коррупцию и ослабить риск будущих экономических потрясений. Основная задача сейчас -- оценить результат введенных в недавнем прошлом инициатив «восьмерки», выстроить систему приоритетов политики и подготовить отчет к петербургскому саммиту.
Как отреагируют остальные семь участников? Возможно, это удивит некоторых российских читателей, но среди стран «семерки» бытует мнение (что бы ни говорили вежливо на публике официальные лица), что председательство России по финансовым вопросам можно и проигнорировать. Такая реакция вызвана не только относительно малыми масштабами российской экономики, но также неудачной интеграцией России в основное течение международной финансовой политики в последние годы (область, где российский Минфин испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов).
Выступив на саммите с предложенными в этой статье инициативами, русские могли бы привлечь на свою сторону некоторых партнеров по клубу и укрепить положение своей страны как полноправного участника в области международной финансовой политики. В любом случае эта область глубоко затрагивает собственные интересы России.
Будет ли эффект от таких инициатив? Со стороны «семерки» было бы крайне циничным открыто игнорировать предложенные Россией приоритеты. Это бы только показало русским, что их западные партнеры и впредь намерены навязывать России статус младшего члена, что бы она ни предпринимала. Так или иначе, нельзя давать повод для взаимного недоверия. В действительности партнеры по клубу не сильно рискуют при открытии диалога с Россией, но, напротив, могут много выиграть. Все, что требуется теперь от российской стороны, -- оперативно и качественно подготовить перечень приоритетов, который был бы воспринят всерьез.
Мартин ГИЛМАН, профессор экономики, Государственный университет -- Высшая школа экономики, бывший представитель МВФ в России