Время новостей
     N°175, 22 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2005
Миллиарды завтрашнего дня
Правительство решает будущее авиапрома
На сегодняшнем заседании правительство России рассмотрит новый вариант стратегии развития отечественной авиационной промышленности до 2015 года. Идеологически документ базируется на предположении, что в ближайшее десятилетие российский авиапром будет функционировать в рамках Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Идея слияния всех самолетостроительных активов страны в одну структуру со смешанным государственно-частным капиталом получила статус отраслевой политики после выездного заседания Госсовета под председательством президента Владимира Путина в Жуковском 22 февраля 2005 года.

В финансовом выражении стратегия также ориентируется на цифры, названные на том февральском заседании. Согласно документу, вынесенному сегодня на рассмотрение кабинета министров, совокупный объем продаж военной и гражданской авиатехники отечественного производства к 2015 году должен достичь 6,9 млрд долл. В феврале министр промышленности и энергетики Виктор Христенко говорил, что для достижения конкурентоспособности в мировом масштабе ОАК должна иметь объем продаж порядка 7 млрд долларов.

Производство гражданской авиатехники, как предусматривается, будет расти опережающими темпами по сравнению с военной. Идеальным соотношением идеологи реформы авиапрома считают 55:45 с преобладанием гражданских изделий. Правда, близкое к идеальному соотношение планируется достичь лишь на короткий период в 2010--2011 годах, а затем военные летательные аппараты вновь выйдут на первый план в структуре продукции отечественного авиапрома. Сейчас, по данным разработчиков стратегии, на «гражданку» в этой структуре приходится порядка 30%. В течение 2006--2008 годов объемы военных продаж должны стабилизироваться на уровне примерно 2 млрд долл. в год, а гражданских -- увеличиваться. С 2009 года военные продажи также пойдут вверх, но все же медленнее, чем гражданские. В 2011 году они достигнут своего пика в виде 52% от 5,22 млрд долл. совокупного объема продаж военной и гражданской техники, предусмотренного на тот год. Однако затем военное производство в авиапроме вновь обгонит гражданское: в 2015 году мирные летательные аппараты обеспечат лишь 43% от ожидаемого в том году объема продаж в 6,9 млрд долларов.

Высокопоставленный источник в правительстве сказал «Времени новостей», что к приведенным выше цифрам следует относиться осторожно. «Они еще станут предметом горячих дискуссий, в том числе, возможно, и на заседании правительства», -- объяснил он.

Разработчики стратегии также не концентрируются на вопросе, какие именно самолеты и вертолеты обеспечат в 2015 году выручку в 6,9 млрд долл. «Конкретное определение модельного ряда -- дело будущего», -- считает собеседник «Времени новостей». В гражданском разделе стратегии ставится задача создать условия для появления «прорывного продукта», способного сделать отечественный авиапром одним из ведущих игроков на мировом рынке. При этом характер этого продукта авторы «Стратегии» не считают необходимым описывать даже приблизительно. На нынешнем этапе, по их мнению, следует сконцентрироваться на формировании научно-технологического задела, который мог бы в будущем послужить основой для удовлетворения тех потребностей авиатранспортного рынка, которые пока еще толком не оформились.

Михаил КУКУШКИН