|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От гурманства до аскезы
Оперные сезоны в Париже и Берлине
Во вторую неделю сентября открываются сезоны в оперных театрах Берлина и Парижа -- в каждой столице по три единицы. Сравнение программ и премьер сезона позволяет увидеть разницу установок и настроений.
Париж -- город наслажденческий, гурманский, парадный. Высокая эстетика здесь в моде во все времена. Именно поэтому здесь так хорошо прижился знакомый Москве не понаслышке Роберт Уилсон. В театр «Шатле» ныне переносится из Цюриха тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера в его постановке (с участием, кстати, Сергея Лейферкуса в роли Альбериха), а на сцене Парижской оперы продолжится показ его «Мадам Баттерфляй» и увидит свет премьера «Искушения святого Антония» американки Бернис Джонсон Рейгон -- произведения пограничного жанра, в музыкальном облике которого главную роль играют гитары и ударные.
Шикарный Театр Елисейских Полей, помнящий триумфы дягилевских «Русских сезонов», окруженный самыми крутыми бутиками, в оперном репертуаре (здесь проходит также много концертов) ниже середины XIX века не опускается -- диапазон простирается от Люлли до Доницетти. Двухсотпятидесятилетие Моцарта чтят двумя постановками -- возобновлениями «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана» и тремя концертными исполнениями, традиционные линии Генделя и Вивальди тоже удостаивают троекратными оперными подношениями. На Елисейских Полях угощают первейшими солистами -- от Чечилии Бартоли до Натали Дессей, зато дирижерские весы колеблются между заурядным Пидо, скучноватым Мальгуаром и сверкающими Якобсом, Спинози и Аим.
В «Шатле» программа достаточно скромная: к вагнеровской тетралогии Цюрих добавляет постановку редко идущей оперы Шуберта «Фьеррабрас», а Гергиев с Мариинским театром -- первую редакцию «Бориса Годунова» и россиниевское «Путешествие в Реймс». Собственная постановка у «Шатле» в этом году ровно одна -- мировая премьера оперы для детей Патрика Бюргана «Питер Пен», которую покажут в пригороде Парижа Обервилье. Зато в концертных исполнениях опер снова явится Парижу чародейственная Джесси Норман, справляющая в этом сезоне шестидесятилетие.
Париж обеспечивает лирическим жанром главным образом Парижская опера, сверкающая новым блеском под руководством великого Жерара Мортье. Нынешний сезон особенно богат премьерами -- из семнадцати названий двух больших сцен (Дворец Гарнье и Опера Бастилии) десять предстают в новом обличье или вообще впервые. Есть среди сюрпризов у Мортье и мировая премьера -- опера успешного финского композитора Кайи Саариахо «Адриана матер» о насилии и его последствиях.
А открывается сезон Парижской оперы возобновлением «Русалки» Дворжака на сцене Оперы Бастилии и переносом оперы Моцарта «Так поступают все женщины» с Фестиваля в Экс-ан-Провансе. Моцарта ставил Патрис Шеро, и премьера почти совпала во времени с премьерой его фильма «Габриэль», за участие в котором Изабель Юппер только что получила приз на Венецианском фестивале. Для москвичей особенно приятно, что заглавную партию в «Русалке» впервые спела Ольга Гурякова, которую Париж уже оценил как Татьяну Ларину и Наташу Ростову. Здесь московской певице надо было перепеть выступавшую в этой роли знаменитую американку Рене Флеминг, обворожившую парижан своим бархатным голосом и нежными томностями. Гурякова сделала это без труда -- изящная, хрупкая, сердечная, она спела напряженную партию и сыграла «знойную» роль просто, без малейшего нажима. И заслужила бурные овации от публики, а от дирекции театра -- новые предложения.
Берлин суше, деловитей, не любит парада. При этом финансовые дела Берлина не самые блестящие. Тем не менее три оперных театра, ныне объединенные под одной организационной шапкой, работают с полной самоотдачей.
В «Штаатсопер» на Унтер-ден-Линден царит Даниэль Баренбойм, который вырос в одного из лучших дирижеров мира. Из восьми премьер сезона он руководит двумя -- «Борисом Годуновым» в постановке москвича Дмитрия Чернякова и «Тристаном и Изольдой», где режиссурой занимается затейник драматического театра Штефан Бахман, а сценографией -- знаменитый швейцарский архитектор Херцог де Мерон. Театр пестует линию старинной музыки, и фестиваль «Каденца», как обычно, развернет перед зрителями сокровища барочной оперы -- к блестящей постановке Саши Вальц по «Дидоне и Энею» Перселла добавятся «Коронация Поппеи» и «Вечеря» Монтеверди. Конечно, не может обойтись «Штаатсопер», чей возраст давно перевалил за двести пятьдесят, и без мировых премьер. В одной из них -- под названием «Семь попыток бегства от молчания» -- семь молодых композиторов разных национальностей положили на музыку специально написанное либретто знаменитого американца Джонатана Сафрана Фоейра -- семь кафкианских историй, где немые узники пытаются выбраться из пространства-тюрьмы. Ставят эту жуткую седмицу в помещении склада «Штаатсопер» тоже семеро режиссеров разных возрастов, в число которых входит и сам интендант театра Петер Муссбах. Он же поставит в середине сезона мировую премьеру -- оперу француза Паскаля Дюсапена «Фауст, последняя ночь» и под занавес сезона оперетту Легара «Веселая вдова», где роль Данило исполнит вагнеровский тенор Зигфрид Ерузалем.
В «Комише Опер» наперегонки ставят оперы самые скандальные режиссеры -- каталонец Каликсто Биейто обязательно доведет до шока публику в «Мадам Баттерфляй», а Петер Конвичный уж точно найдет новые резкие повороты в интриге моцартовского шедевра «Так поступают все женщины». Есть здесь и свой легкий жанр -- оперетта Пьяцоллы «Мария де Буэнос-Айрес», есть и свое барокко -- «Орест» Генделя. А на «Бориса Годунова» в «Штаатсопер» тут отвечают седьмой премьерой сезона -- «Золотым петушком» в постановке интенданта театра Андреаса Хомоки. И не обходятся без мировой премьеры -- на сей раз это опера Эрнста Тоха «Принцесса на горошине», которую дети, может статься, затискают в свое удовольствие.
«Дойче Опер» использует свое мрачноватое помещение 60-х годов для особого пестования современного репертуара. Премьер запланировано тоже семь, но весь сентябрь театр отваживается играть только совсем-совсем новое. Открыли сезон мировой премьерой оперы Изабель Мундри «Одиссея -- не переводя дыхания», далее следует первое исполнение в Германии нашумевшей оперы англичанина Николаса Моу «Выбор Софи» по знаменитому роману Уильяма Стайрона с блестящей Ангеликой Кирхшлягер в главной роли, а потом еще и возобновление кафкианского «Процесса» Ариберта Раймана и камерной оперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк», главными зрителями которой должны стать подростки.
Опера Изабель Мундри вмещает отдельные события гомеровской «Одиссеи» в полтора часа музыки, написанной плотно, с точным ощущением звукового пространства -- и не слишком оригинально. Оркестр, причудливо рассаженный в яме и на ярусе, создает, конечно, ощущение стереофонического звучания и втягивает в переживание музыки как меняющегося куска времени (дирижер Петер Рундель). Но усилия известного хореографа Райнхильд Хоффман, которую ставят в один ряд с Пиной Бауш, оказываются мелкотравчатыми и иллюстративными. Аскетичное оформление (Бильд Бригаде), спору нет, дает театральному пространству новый вид, соединяя сцену с залом и одновременно простираясь как бы в закулисную часть. Но целое оказывается скорее игрой в новое, чем подлинно новым, и все певческие ухищрения сопрано Саломе Каммер в роли Пенелопы и контртенора Кая Весселя, воплотившего сразу и Афину, и Гермеса, и Цирцею, и Тиресия, сводятся на нет. Технологически качественный продукт оказывается художественно уязвимым. Но ведь на то и ставят на Западе так много новых опер, чтобы из многого выбрать немногое гениальное. Количество таки переходит в качество, с этим не поспоришь.
Алексей ПАРИН, Париж--Берлин--Москва