|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зимняя сказка
Министр поведал сенаторам о пробных топках
Министр регионального развития Владимир Яковлев вчера рассказал сенаторам на первом в этом сезоне заседании Совета Федерации о том, как в России проходит подготовка к сезону отопительному. Выяснилось, что хуже, чем этот процесс проходил в прошлом, 2004 году, не стало. Но и лучше -- тоже. В ответ представители регионов попросили у правительства денег.
«Поскольку зиму никто не отменял, подготовка к ней началась еще весной, -- сообщил Владимир Яковлев. -- В целом темпы работ сохраняются на уровне прошлого года». По словам министра, в 15 регионах уже были проведены «пробные топки», а в некоторых северных регионах отопительный сезон уже начался. При этом, например, Корякский автономный округ (КАО) к зиме практически не готов. Напомним, что в начале 2005 года губернатор КАО Владимир Логинов был снят президентом со своей должности в связи со срывом отопительного сезона. Г-н Яковлев удивился, что при таком состоянии дел корякские власти не озаботились хотя бы оптимизацией своих транспортных схем, -- уголь для отопления в автономный округ поставляется из Кузбасса, в то время как в регионе есть свои угольные разрезы.
Основной причиной отставания регионов, по мнению Минрегионразвития, стал традиционный недостаток средств. По словам министра, на подготовку к зиме в бюджетах всех уровней было запланировано 90 млрд руб., а фактически выделено только 60 млрд. На закупку топлива из предусмотренных 31 млрд руб. выделено 22 млрд. Готовность регионов по объемам жидкого и твердого топлива составляет около 60%.
При этом задолженность в сфере ЖКХ составляет 44 млрд руб. только за отопление. В связи с этим министр посоветовал регионам создать аварийный запас топлива. Правда, учитывая, что ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве министр охарактеризовал как кризисную и причиной назвал многолетнее недостаточное финансирование, рассчитывать на реализацию этой идеи, кажется, не стоит.
«Финансирование в сфере ЖКХ осуществляется по остаточному принципу, а износ фондов составляет более 60%», -- зачем-то пожаловался министр сенаторам, призвав регионы привлекать в эту сферу активный бизнес и делать акцент на развитие малой энергетики и автономных котельных. При этом г-н Яковлев защитил «потребителей тепла в лице населения»: «Жители должны оплачивать только качественно предоставляемые услуги. За некачественные услуги они могут не платить».
Выслушав министра, Совет Федерации письменно призвал правительство предоставить регионам субсидии в размере 15 млрд руб. на меры по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. «Практические шаги федерального центра по исправлению кризисной ситуации в сфере ЖКХ запаздывают», -- говорится в принятом в среду обращении Совета Федерации. В обращении также содержится финансовый прогноз: «при таких финансовых показателях совершенно очевидно, что ни о каком серьезном реформировании ЖКХ не может быть и речи, и становится ясно, что в ближайшее время в большинстве субъектов РФ отрасль не сможет развиваться без помощи федерального центра».
Заодно сенаторы предложили правительству решить вопрос о компенсации регионам неожиданно возросших затрат на потребление горюче-смазочных материалов. Глава комитета по промышленной политике Валентин Завадников пояснил, что речь идет о необходимости компенсаций в размере 20% сельхозпроизводителям для проведения сезонных работ, а также организациям ЖКХ для подготовки к зимнему отопительному сезону и регионам Крайнего Севера. Озаботившись ростом цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, члены Совета Федерации советуют как можно быстрее дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых, не увязывая его с мировыми ценами на нефть, и предусмотреть возможность повышения ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты.
На первом осеннем заседании сенаторы успели рассмотреть и свою законодательную инициативу. Комитет сената по взаимодействию со Счетной палатой предложил наделить ее большими правами в отношении нарушителей бюджетного законодательства. Поправки в закон «О Счетной палате» и в Кодекс об административных правонарушениях позволят наделить Счетную палату «реальным инструментарием оперативного воздействия на нарушителей бюджетного законодательства и позволят повысить эффективность государственного финансового контроля». Правда, далеко не все сенаторы согласны, что Счетной палате так уж необходимы некоторые функции, аналогичные функциям Генпрокуратуры. Теперь это предложение должна рассмотреть Государственная дума.
Дарья ГУСЕВА