Время новостей
     N°175, 22 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2005
Присяга Гиппократа
Врачей-силовиков объединят
Ровно через неделю, 29 сентября, исполняется 200 лет Главному военно-медицинскому управлению (ГВМУ). Организационно российские военные медики входят в систему тыла вооруженных сил. Вчера начальник ГВМУ генерал-лейтенант медицинской службы Игорь Быков рассказал, что представляет собой медицина цвета хаки. Сегодня военные последователи Гиппократа возвращают в строй девять из десяти обратившихся к ним пациентов. Всего услугами военной медицины пользуются 6 млн 240 тыс. военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. Генерал считает, что существующая система охраны здоровья личного состава работает эффективнее, чем в других армиях мира. Это подтверждают и боевые действия на Северном Кавказе. Говоря медицинским языком, летальность от общего числа раненых (а это главный показатель эффективности военной медицины) у американцев во Вьетнаме составляла 5,8%, у нас во время войны в Афганистане -- 4,5%, сегодня в Чечне -- 1,5%. Во многом потому, что неотложная помощь оказывалась не более чем через два-три часа после ранения.

Даже с такой «проказой», как ВИЧ-инфекция, российская военная медицина борется весьма успешно. Характеризовать явление в абсолютных цифрах главный военврач не стал, но сказал: «С 1989 года показатели выявляемости ВИЧ-инфицированных военнослужащих составили около 0,5--0,7 от числа ВИЧ-инфицированных, выявленных в России. В текущем году этот показатель равен 0,2%». По неофициальным данным, с конца 80-х годов прошлого века в российских вооруженных силах выявлено более 2 тыс. ВИЧ-инфицированных. Генерал Быков утверждает, что в последние два года число таких больных в армии снизилось на треть. Ежегодно в армии тестированию на СПИД подвергается около полумиллиона человек. В вооруженных силах сегодня служит «лишь небольшая часть» офицеров с ВИЧ-инфекцией. В запас их не отправляют -- такова общемировая практика. Если, конечно, военно-врачебная комиссия признает офицера «годным к военной службе с незначительными ограничениями». Но офицер с таким диагнозом имеет право на досрочное увольнение.

В России с одобрения президента создается единая межведомственная система медицинского обеспечения всех силовых ведомств -- в рамках такой же унифицированной системы тылового обеспечения. Медучреждения силовых ведомств будут оптимизироваться -- постепенно объединяться в единые госпитально-поликлинические комплексы. Уже в этом году их будет 18. Такая военизированная медицинская сеть сможет лечить примерно 7,5 млн человек в год. Усилия медиков в погонах можно будет сосредоточить на наиболее значимых направлениях. В частности, улучшить медобеспечение контрактников. Сегодня их едва ли не приравнивают к офицерам и прапорщикам, на деле же все не так. Однако первый шаг к фактическому признанию «особости» нового контингента вооруженных сил сделан -- подготовлен проект приказа, по которому контрактники, проходящие службу на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, получат возможность лечиться и отдыхать в санаториях.

Сегодня в составе российской военной медслужбы 200 военных госпиталей, свыше 150 амбулаторно-поликлинических учреждений. В течение года в них получают помощь более миллиона человек. Но 80--85% сложных операций проводится всего в трех учреждениях. Это Военно-медицинская академия имени Кирова, а также госпитали имени Бурденко и имени Вишневского. Кроме того, есть 47 военных санаториев и домов отдыха. Через них ежегодно проходит более 200 тыс. военных и их родственников. Эту систему можно реформировать, но нельзя от нее отказываться, считает генерал. А попытки к этому есть. Один еще недавно занимавший высокий пост в Минобороны офицер месяц назад вернулся из санатория №1 в российских вооруженных силах -- имени Фабрициуса в Сочи. По крайней мере так по старинке называют санаторий и сегодня. Приехал и рассказал корреспонденту "Времени новостей", что отдыхал там, видимо, в последний раз, поскольку все военные санатории скоро отойдут гражданской медицине. Этот вопрос я переадресовал генералу Быкову. «Не отойдут, -- уверенно сказал начальник ГВМУ. -- Во-первых, законодательство не позволяет отнять их у нас. Во-вторых, это наш мобилизационный резерв -- на базе санаториев, если потребуется, мы сможем развернуть госпитали».

Так что военные медики не собираются уступать ни единой госпитальной палаты и ни метра санаторного пляжа. Вероятно, эту баталию они выиграют, поскольку уже сумели отразить атаку в виде 122-го закона о монетизации льгот и сохранили все преимущества военнослужащих и их семей в сфере медицины.

Николай ПОРОСКОВ