|
|
N°174, 21 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба с помехами
Венгрия не может без России. И с Россией
Вчера в Будапеште встретились премьеры России и Венгрии Михаил Фрадков и Ференц Дюрчань. Растущий из года в год объем торговли между нашими странами (в 2004 году он составил 4,3 млрд евро, в нынешнем ожидается 5 млрд евро), казалось бы, говорит об отсутствии проблем. Но история российско-венгерских взаимоотношений, а также внутриполитическая ситуация в Венгрии заставляет руководство российского правительства задуматься о стабильности и недискриминационности партнерства.
Известно, что у России есть серьезный инвестиционный интерес к Венгрии. В первую очередь речь идет о трех крупных проектах: модернизации АЭС в Пакше, реконструкции и строительстве будапештского метро и о приватизации авиакомпании «Малев». Однако доброжелательно настроенное по отношению к России нынешнее левоцентристское правительство Венгрии, очевидно, из-за внутренней политической борьбы (весной пройдут парламентские выборы, на которых могут победить правые) не спешит с внедрением российского бизнеса в собственную экономику.
Тендер по модернизации АЭС должны были объявить еще осенью, но до сих пор и не объявили. Еще хуже получилось с компанией «Малев». Тендер по покупке этого венгерского авиаперевозчика выиграла российская компания «Красаэро». После чего результаты аннулировали. Со своей стороны Россия полностью выполняет свои обязательства по отношению к венграм. За ЮКОС нефть в Венгрию теперь будет поставлять ЛУКОЙЛ, причем увеличив объем на 300 тыс. тонн, до 6,3 миллиона.
Венгерские инвестиции в России приветствуются и поддерживаются: строительство ТЭЦ в Астрахани (проект стоит 100 млн евро), мусороперерабатывающего завода в Москве (176 млн евро), производство медикаментов и т.п. Даже Шарошпатакскую библиотеку обещали вернуть. Вот с таким замечательным багажом г-н Фрадков приехал к венгерскому коллеге.
Ференц Дюрчань буквально в прологе выступления перед прессой после переговоров заявил: «Венгерское правительство не допустит, чтобы бессмысленные, глупые и близорукие заявления бросали тень на отношения с Россией. Не надо пугать. Не надо бояться. 16 лет научили нас, что мы нуждаемся в России». Г-н Фрадков согласился с коллегой, что следует вести дела прагматично, не поддаваясь соблазнам политической конъюнктуры. Сильная политическая риторика венгерского премьера, видимо, несколько «укачала» его российского коллегу. Но расслабляться было рано. Ференц Дюрчань, изобразив невинное удивление на своем лице, заявил, что не понимает, почему возникают вопросы вокруг аннулирования тендера по покупке «Малева». Он пояснил, почему считает отмену продажи правильной. На его взгляд, авиакомпания «Малев» как актив не имеет особенной ценности. Сегодня венгерское правительство задумывается над тем, чтобы продавать «Малев» вместе с будапештским аэропортом. А это означает лишь одно, что российской компании «Красаэро» в этом случае ничего не светит, нет у нее таких финансовых возможностей. Тем более что на пороге венгерского премьера стоят куда более мощные конкуренты из Западной Европы.
Российский премьер вроде бы не намекал, что экономические интересы России и культурные интересы Венгрии тесно связаны, но так у него вышло. Под занавес визита Михаил Фрадков предусмотрительно встретился с лидером оппозиции Виктором Орбаном, который весной вполне может сменить г-на Дюрчаня на посту премьера.
Вера КУЗНЕЦОВА, Будапешт